Т. И. Останина
Кузебаевский
клад
Таисия Ивановна Останина – доктор исторических наук,
старший научный сотрудник Национального музея Уд-
муртской Республики им. К. Герда.
В 2004 году в Алнашском районе Удмуртской Респуб-
лики, недалеко от деревни Кузебаево, один из местных
жителей случайно обнаружил клад археологических
предметов VII века н. э. Свою находку селянин отдал
жителю Ижевска А. И. Уракову, который, поняв, что
перед ним артефакты, имеющие большую историче-
скую ценность, передал их Национальному музею Уд-
муртской Республики им. К. Герда.
Собрание предметов «старины глубокой» получи-
ло название Кузебаевского клада ювелира. Всего в нём
1053предмета, и, по оценкамэкспертов, это–уникаль-
ная находка, как по количеству найденных вещей и их
фрагментов, так и по характеру инструментов, образ-
цов металлов, отражающих раннесредневековые тех-
нологии ювелирного дела.
Характер предметов – набор инструментов (нако-
вальни, молотки, зубило, напильники, листовые нож-
ницы, льячки-ложки для разлива металла) и приспо-
соблений (басменные доски, формовочные штампы),
остатки ювелирных украшений, сырьё, образцы товара
и личные вещи – указывает на то, что мастер пришёл в
Прикамье издалека, скорее всего, из Средней Азии. Об
этом свидетельствуют и обломки стеклянного сосуда
для миндального масла. Запах восточных благовоний
удивительно стоек. Первое время аромат миндаля ви-
тал даже в музейном кабинете, где временно хранилась
коллекция. Наверняка ощущал этот горько-сладкий
аромат и сам мастер.
Кузебаевский клад ценен тем, что позволяет в об-
щих чертах восстановить судьбу своего хозяина. Онмог
быть уроженцемСогда, ещё вероятнее –Хорезма. Сре-
ди прочих, он припрятал хорезмийскую медную моне-
ту, выпущенную в VI или VII веке. Поскольку клад от-
носится к третьей четверти VII века, саммастер мог ро-
диться между 630 и 650 годами. Можно предположить,
что он происходил из семьи городского ювелира.
Древние авторы писали, что новорожден-
ным самаркандским мальчикам намазывали язык
медом, «чтоб он был сладкоречив», а ладонь –
клеем, чтобы она «крепко держала денежку». По их
сведениям, мужчина, достигший двадцати лет, «уез-
жал в соседние владения и должен был побывать вез-
де, где только предвидит выгоды». РайонХорезма в ту
эпоху – перекрёсток великих торговых путей, центр
Хранители
Печать с изображением музыканта (возможно,
литейная форма).
Формовочная глина, отливка,
гравировка
Мастер-модель
подвески
антропоморфного
типа.
Сплав олова
и свинца, литьё
Мастер-модель пряжки
с зооморфным щитком.
Сплав олова и свинца,
литьё
Мастер-модель
предмета (подвески)
антропоморфного типа.
Сплав олова и свинца,
литьё
107
Русская история
1–2
2016