Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 120

приходов составляла 70%, по-
этому раскольнические тенден-
ции не получили широкой под-
держки (9, с. 601).
Иная ситуация сложилась
в Эстонии, где русские право-
славные верующие составляли
всего 25%. Эстонская епархия
осталась в юрисдикции Кон-
стантинопольского патриарха,
несмотря на противодействие
русских священнослужителей и
экзарха Сергия (9, с. 382–385).
Его положение было противо-
речивым. С одной стороны, он
оставался верным Московской
Патриархии и не соглашался на
требования немцев не призна-
вать новоизбранного патриарха
Сергия (9, с. 387). С другой – на
созванном по требованию ге-
стапо архиерейском совещании
в Риге была направлена при-
ветственная телеграмма Гитлеру
(10, с. 388).
Некоторое время экзарху
Сергию удавалось лавировать
между оккупантами и Москов-
ской Патриархией. Но это про-
должалось недолго и закончи-
лось трагически: митрополит
был убит. Немецкие власти
объявили, что его смерть – дело
рук советских партизан. Однако
существует версия, что убий-
цами являлись фашисты (10,
с. 395–396).
На Украине немцы в боль-
шей степени опирались на ав-
токефалистов. Главой Автоке-
фальной Церкви был провоз-
глашён митрополит Варшав-
ский Дионисий, который це-
ликом и полностью поддержи-
вал Гитлера и его политику (5,
с. 567). Но кроме Автокефаль-
ной Церкви была и Автономная
под руководством митрополита
Алексия (Громадского). Огром-
ной заслугой Алексия является
то, что он остался привержен-
цем Московской Патриархии.
Автономная Церковь Украины
сохраняла верность Отечеству
и противостояла оккупантам.
На северо-западе России
духовенство, несмотря на па-
триотическую позицию, ак-
тивных действий по сопротив-
лению немцам не оказывало.
Некоторые священники со-
трудничали с оккупационными
властями. Так, арестованный
11 апреля 1944 года НКВД отец
В. Апраксин признался, что во
время оккупации он четыре
раза служил молебны в честь
немецкой армии. Сиверское
духовенство также совершало
богослужения и крестные ходы
в честь немецкой армии. Но, в
отличие от гатчинского духо-
венства, это, скорее, была мера
вынужденная, так как, когда
немцы начали эвакуацию на-
селения, сиверское духовен-
ство единодушно отказалось
уезжать.
В Белоруссии митрополит
Пантелеймон в 1920-е годы не
поддержал автокефалии Пра-
вославной Церкви в Польше и
не согласился на разрыв с Мо-
сковской Патриархией. За это
он был отстранён от должнос-
ти, а на его место был назна-
чен нацистами Филофей Нар-
ко. Но во время оккупации идея
Автокефальной национальной
церкви не стала объединяющей,
и сотрудничество с нацистами
не нашло поддержки у рядо-
вого белорусского духовенства
(7, с. 24).
Широкое развитие на тер-
ритории Белоруссии получило
партизанское движение. Несмо-
тря на приверженностьМосков-
ской Патриархии, митрополит
Протоиерей Дмитрий Орловский благословляет воинов перед боем.
Фотография С. Альперина. 1943 год
Русская история
1
2014
118
Священник Феодор Пузанов в строю 5-й Ленинградской партизанской
бригады.
В. Капустин. 1944 год
Конкурс молодых историков
1...,110,111,112,113,114,115,116,117,118,119 121,122,123,124,125
Powered by FlippingBook