Выставка с таким названием прошла во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. «Россикой» обычно называют работы иностранных мастеров или художников, выполненные в России. Применительно к выставке речь идет о российских картах, созданных зарубежными мастерами-картографами. В экспозиции было представлено более 70 уникальных экспонатов XIV–XIX веков из частной коллекции Алишера Усманова, переданных в дар Русскому географическому обществу (РГО).
На открытии выставки Президент РГО Сергей Кужугетович Шойгу, в частности, отметил: «Наш Учёный совет пришел к выводу: это бесценное собрание. В нём есть даже карты, сделанные разведсообществом тех врёмен, благодаря которым мы можем проследить, как страна жила и развивалась.
В целом архив Русского географического общества насчитывает более 600 тысяч единиц хранения. Это и редкие книги, и">карты, и записки путешественников, и другие историко-географические материалы. Благодаря помощи наших попечителей мы делаем невероятно интересные материалы более доступными для широкой публики».
Самая ранняя из выставленных карт была датирована 1495 годом, самая поздняя – началом XIX века. Три раздела экспозиции были посвящены изображениям античных представлений о России, чертежам Московского государства XVI–XVII столетий и, наконец, картам Российской империи петровских времён.
Античное наследие в XVI веке использовалось ещё очень широко. Мастера-картографы из одной своей работы в другую переносили данные из сочинений классических авторов Отсутствие точной географической привязки определённой территории или народа давало волю их фантазии. Неизменным объектом для вымыслов стало обширное и неизведанное, а потому пугающее пространство Скифии-Тартарии-Московии. Особый интерес из представленных на выставке вызвали карты, сделанные на основе «Руководства по географии» Клавдия Птолемея. Это один из первых географических справочников, которым пользовались многие знаменитые картографы – Г. Меркатор, М. Вальдземюллер и С. Мюнстер.
Завоевание Казани Иваном IV, Ливонская война, освоение Сибири и Смутное время открыли Россию для Запада.Европейские картографы составляли карты на основании старинных русских чертежей, по сведениям купцов и путешественников. В этом разделе выставке было продемонстрировано шесть карт Москвы, в том числе план австрийского дипломата С. фон Герберштейна, автора знаменитых записок о Московии, и поражающая точностью деталей работа топографа-гравёра М. Мериана.
Удивляла «Новейшая карта Руси» созданная голландским путешественником И. Массой, Она включала изображения северной части России и Соловецких островов. Масса писал, как нелегко находить русские картографические источники – в те времена за кражу карты в России полагалась смертная казнь.
До Петра I главными документами русской картографии были рукописные чертежи. Они не имели сетки географических координат, и даже сориентированы они были по-другому: сверху, как правило, располагался не север, а юг. Большинство из них не сохранились.
Периодом становления отечественной картографии считается XVIII век. Составители представленных в экспозиции карт, на которых отражена деятельность Петра Великого и его потомков, – иностранные учёные, формировавшие в первой половине XVIII века состав Академии Наук. Их работы использовались для нужд Российской Империи, но многие нелегально вывозились за рубеж. Наибольшую ценность представляет «Атлас российский, состоящий из девятнадцати специальных карт», изданный в 1745 году Императорской Академией Наук. Это один из первых русских атласов, изготовленный зарубежными мастерами по материалам российских исследователей.
На выставке представлены оригиналы и зарубежные перепечатки «русских» карт, глядя на которые, понимаешь, как уходили в прошлое понятия Московии и Тартарии на фоне постепенно выявлявшегося образа России.
">
font-style: italic;"> font-style: italic;">Л. Токарева. Фотографии автора