новое оружие в случае войны»
[1, с. 228].
В те годы Великий князь
председательствовал в Особом
комитете по усилению военно-
го флота, занимавшемся сбором
добровольных пожертвований.
Он предложил общему собранию
использовать «оставшиеся от по-
стройки морских судов 900 тысяч
рублей на создание воздушного
флота» [2, с. 78]. Действительно,
постройка одного только тур-
бинного крейсера стоила более
двух миллионов рублей, а на раз-
витие нового дела этих средств
было вполне достаточно. 6 фев-
раля 1910 года было получено
одобрение Иимператора, и уже
через месяц Комитет послал во
Францию 8 офицеров и 7 нижних
чинов учиться лётному искусству.
Одновременно было заказано
одиннадцать аэропланов.
Когда из них прибыли толь-
ко семь, и то с опозданием, Ве-
ликий князь заключил торговое
соглашение со знаменитыми
французскими лётчиками Бле-
рио и Вуазеном, которые обяза-
лись дать аэропланы и инструк-
торов.
Однако в Санкт-Петербурге
он вновь оказался в роли нару-
шителя спокойствия: «Военно-
морской министр решил, что я
сошёл с ума. Военный министр
генерал Сухомлинов трясся от
смеха, когда я заговорил с ним
об аэропланах. “Я вас правиль-
но понял, Ваше Высочество? –
спросил он меня между двумя
приступами смеха. – Вы соби-
раетесь применить эти игрушки
Блерио в нашей армии? Угодно
ли Вам, чтобы наши офицеры
бросили свои занятия и отпра-
вились летать через Ла-Манш,
или они должны забавляться
этим здесь?”» [1, с. 229].
Александр Михайлович был
убеждён, что учиться следует
«здесь», на родине. 18 ноября
1910 года в Севастополе была
открыта школа военных лёт-
чиков. Аэродром находился на
Куликовом поле вблизи «Пано-
рамы Севастополя». Сюда при-
была школа, поначалу сформи-
рованная в Гатчине. Следующей
осенью состоялся первый вы-
пуск. В «Хронике» сообщалось:
«26 октября в Ливадии Госуда-
рю Императору имели счастье
представиться прибывшие из
Севастополя офицеры школы
авиации ОВФ в числе 23 офи-
церов и руководителя Ефимова.
При представлении находились
Великий князь Александр Ми-
хайлович и управляющий де-
лами отдела капитан 2-го ранга
Фогель. Царь обходил офице-
ров, задавал вопросы, благо-
дарил за усердие и прилежный
труд в пользу русской авиации
и пожелал им полного успеха в
этом новом деле» [2, с. 178].
Однако место для полётов,
малых размеров, стеснённое
холмами, оказалось неудачным,
поскольку не позволяло зани-
маться по расширенным про-
граммам, да и количество само-
летов уже перевалило за сорок.
Тогда специальная комиссия с
участием шеф-пилота школы
М. Ефимова подобрала ровный
участок на берегу Чёрного моря
в 20 верстах севернее Севасто-
поля недалеко от речки Качи.
Ещё летом 1911 года шко-
лу посетил промышленник
А. П. Гучков, председатель Тре-
тьей Государственной Думы.
После полёта на аэроплане он
дал обед в честь военных лётчи-
ков, а по прибытии в Петербург
сумел убедить думских коллег
выделить на обустройство пер-
вой лётной школы полтора мил-
лиона рублей. Эти деньги пошли
на приобретение участка и созда-
ние Александро-Михайловского
лагеря (названного в честь Ве-
ликого князя). Первоначально
он состоял из палаток и раз-
Великий князь Александр Михайлович
Романов.
Фотография 1890-х годов
Российские и английские авиаторы на авиационной неделе в Санкт-Петербурге.
Фотография 1910 года
Русская история
2
2014
34
Великая война