?onneay enoi?ey 3 2013
56
иконах в таких небольших ко-
личествах, которые не изучишь
имеющимися средствами. Про-
анализировать это могут только
криминалисты.
Я бы хотел предостеречь
читателей и призвать их к тому,
чтобы они не уповали на чудо-
лечение. Не устраивайте бартер
с Богом! Ведь неслучайно свя-
той целитель Пантелеймон изо-
бражён на иконах с врачебной
коробочкой в руках. Ходите в
церковь, причащайтесь. Самое
Причастие есть великое чудо,
потому что истинно вино и хлеб
пресуществляются в кровь и
тело Христа. Это есть величай-
шее мистическая тайна, и выше
этого чуда ничего быть не мо-
жет. Для верующего человека
всякое лечение есть исцеление.
Я видел, как монахи принимают
таблетку: взял в щепотку, пере-
крестил её и запил водой. Они
знают, что это исцеление по
молитве, хотя и через таблет-
ку. Я убеждён, что экстрасенсы
совершали величайшее престу-
пление, когда вставали между
врачом и человеком. Ходите к
нормальным врачам, верьте им,
и по вашей молитве они вас вы-
лечат. Только молитесь, чтобы
лечение привело к исцелению.
Корр.: Есть ли различие в
исторических и современных
описаниях чудес?
П. В. Флоренский
: В древ-
них описаниях всегда описыва-
ется чудо, сопровождающееся
знамениями. Например, солнеч-
ное затмение перед Куликов-
ской битвой воспринималось
как знамение. А вот вавилоняне
могли его предсказать за две ты-
сячи лет, они умели это делать.
В истории известно, как чудот-
ворные иконы решали судьбы
людей и целых городов, о чём
повествуют летописи. Древние
описания чудесных знамений
даны церковными писателями,
и главная их составляющая —
рассказ о божественномпромыс-
ле. А я и мои коллеги работаем с
веществом, в миллиграммах, и
не вторгаемся в эту сферу, дабы
не кощунствовать.
?aeeeaee e nayouie