2013 3 ?onneay enoi?ey
61
Архиепископ
Иоанн (Шанхайский)
Naao aa?u
Я родился в Париже, уже
опалённом Второй мировой
войной. Храм, который посеща-
ла наша семья, был разрушен, и
меня крестили дома. Надо ска-
зать, что говорили у нас дома
только по-русски. И там же я по-
лучил, если можно так выразить-
ся, первые уроки православия.
Каждое воскресенье наша
семья посещала храм. В семь лет
я пришёл исповедоваться к архи-
епископу Иоанну Шанхайскому,
но не смог ответить ему на во-
прос, чтотакое грех. Тогда влады-
ка, взяв меня под омофор, долго
говорил со мной… 2 июля 1994
года он был прославлен Русской
Зарубежной Церковью в лике
святителей, а24июня2008года—
общецерковно
Архиерейским
Собором Русской Православной
Церкви и теперь почитается как
святитель Иоанн Шанхайский и
Сан-Францисский чудотворец.
С семи лет я прислуживал в
алтаре, пел на клиросе в церков-
ном хоре. В 1979 году был постав-
лен в чтецы, на следующий год —
в иподиаконы. Так определился
мойжизненный путь. В 1981 году
я былрукоположенв диакона, че-
рез десять лет — в иерея.
Корр.: Вы бывали в право-
славных монастырях и в Рос-
сии, и за границей. Есть лимеж-
ду ними какая-либо разница?
Архиепископ Михаил
: Есть
церковный устав, который регу-
лирует и проведение служб, и об-
щую жизнь церкви. Он един для
всех верующих. Если приход при-
нимает во внимание жизнь лю-
дей, то монастырь — это полное
подчинениемолитвеипокаянию,
чтобы безраздельно передать
себя в рукиГосподаНашего.
Безусловно, монастыри раз-
ных стран и епархий, находящи-
еся, к примеру, под Парижем, в
Москве или на Камчатке, могут
отличаться друг от друга. Но
существует только одна форма
жизни в обители — с Богом.
В 2004–2005 годах я объез-
дил всю Россию в составе делега-
цииФондаСвятогоВсехвального
апостола Андрея Первозванно-
го, сопровождавшей ковчеги со
святыми мощами преподобно-
мучениц великой княгини Ели-
саветы Фёдоровны и инокини
Варвары. Сначала со святыней,
доставленной из Святого града
Иерусалима, мы отправились са-
молетом в Якутск, Анадырь и по
этапам до Владивостока, а даль-
ше ехали поездом — вдоль Амура
и до Москвы. В течение семи ме-
сяцев мы посетили 71 епархию—
от побережья Тихого океана до
западных границ России.
Это было незабываемое
время. Везде нас ожидали толпы
людей, которые шли крестным
ходом. В общем порыве любви к
Богу все мы были как бы единым
телом, единым сердцем и еди-
ным умом. Я увидел, что Россия
очень изменилась, можно ска-
зать, духовно прозрела. Уже тогда
я думал о возможности воссоеди-
нения двух ветвейРусскойПраво-
славной Церкви — за границей и
в России, но никак не надеялся,
что этопроизойдёт уже через три
года. Сбываются слова святителя
Иоанна Шанхайского о том, что
Господь не оставит Россию.
Корр.: Что Вы думаете о
духовном подвиге членов цар-
ской семьи — от первых Рома-
новых до Святых Царствен-
ных Страстотерпцев?
Архиепископ Михаил
:
ВСмутное время могло пока-
заться, что настали последние
дни Православия на Руси. Но по
милости Божией были два знака
свыше: первый — стойкость Па-
триарха Гермогена, второй — из-
брание на царство Михаила Ро-
манова. Его родитель Патриарх
Филарет возглавил духовенство.
И Божие провидение направило
Россию на свой исторический
путь, сохранявшийся в течение
трёхсот лет. В течение всего это-
го времени Россией управляли
разные люди из династии Рома-
новых, но страна была православ-
ной державой, а российские госу-
дари — помазанниками Божьими,
в согласии с Церковью вопло-
щавшими на земле образ Христа.
Иих заботами явились возвыше-
ние православной веры, народ-
ное просвещение, благоустрой-
ство государства и общества.
Потом случилась трагедия.
И был подвиг Святых Царствен-
ных Страстотерпцев, смиренно
встретивших свою кончину от
рук палачей, подобно Христу.