2013 3 ?onneay enoi?ey
35
Среди славян — выходцы из
Центральной Европы, Волыни
или Левобережной Украины.
Соотношение знати и просто-
людинов в норманнских и сла-
вянских погребениях примерно
одинаково. Аиногда даже трудно
определить, кто погребён в том
или ином кургане. Выяснилось,
что мужские кремации чаще со-
провождаются костями сожжён-
ной лошади, женские — костями
птицы, детские — костями со-
баки. Причём исторические и
этнографические источники по-
казывают, что все эти животные
были проводниками в потусто-
ронний мир и в славянской, и в
скандинавской мифологии.
Среди курганов с крема-
циями выделяются несколь-
ко, отличающихся особенно
большими размерами. В них
погребены мужчины, которых
можно отнести к верхушке гнёз-
довского общества. В мир иной
их сопровождали одна или две
наложницы либо рабыни с на-
бором характерных украшений,
меч, кольчуга, один-два щита,
иногда шлем, наборы игральных
шашек, питьевой рог в серебря-
ной оправе, железные гривны
с молоточками Тора, дорогие
«импорты»: стеклянные сосуды
и шашки, византийский ларец
или парадная посуда, шёлковые
ткани. В двух таких курганах
оказались металлические котлы,
кости несожжённого барана и
ритуальный нож, в одном — жре-
ческий металлический жезл.
К
последней
четверти
X века относятся немногочис-
ленные погребения в обширных
подкурганных
ямах-камерах.
Мужчиныиженщиныпохороне-
ны с серебряными крестиками
и восковыми свечами, поэтому
можно предположить, что они
были христианами либо приня-
ли «неполное крещение», часто
упоминаемое в скандинавских
сагах. Официально местное на-
селение приняло христианство
в конце 990-х годов.
Вслед за этим характер жиз-
ни в Гнёздове начал меняться.
В первой четверти XI века оно
утратило значение торгово-ре-
месленного центра, заметно со-
кратилась его площадь. Спустя
годы Гнёздово превратилось в
небольшое село или феодаль-
ную усадьбу. Как выяснил смо-
ленский историк С. П. Писарев,
впервые оно глухо упоминается
не ранее XIV века.
Итак, расцвет Гнёздова при-
шёлся на X век. И как ни стара-
лись археологи, обнаружить
более древние слои здесь не
удалось. Быть может, виденная
Аскольдом и Диром в середине
IX века крепость находилась всё
же в другом месте? Если вспом-
нить свидетельство об останов-
ке князя Глеба на Смядыни, то
видеть он мог не гнёздовское по-
селение, скрытое за поворотом
Днепра, но Смоленск на его ны-
нешнем месте!
Итак, Смоленск?
Архитектурные памятники
города привлекли внимание учё-
ныхилюбителейстариныещёдо
находки в Гнёздове. В 60-х годах
позапрошлого века руины храма
на Протоке (конец XII — начало
XIII века) исследовал М. П. По-
лесский-Щепилло. Кстати, и
здесь к раскопкам подтолкнуло
строительство железной доро-
ги. За неполные полтора века в
Смоленске изучены и зафикси-
рованы места расположения бо-
Славянские
гончарные сосуды
местного
производства
Привозная
амфора
с кириллической
надписью
Византийский
туалетный
кувшинчик
Caaaaee a?aaiaai Niieainea