2013 1 ?onneay enoi?ey
103
«Oeoaeoee» oa?u a aai ia?aienea
«
наказах пытался уберечь от него
своих подданных. Тишайший
много писал о боярской чести,
но её источником считал не ро-
довитость, а послушание госуда-
рю. Будучи сам человеколюбив
и милосерден, он стремился и
окружающих утвердить в этих
добродетелях, призывал к нище-
любию и попечению о нуждаю-
щихся ближних.
Имея своё представление
об идеальном образе государя
как помазанника Божьего и за-
щитника своего народа, Алек-
сей Михайлович всеми сила-
ми пытался приблизиться к это-
му идеалу. В представлении Ти-
шайшего царь — это законный
отец, оберегающий своих чад от
всего худого. В посланиях он, с
одной стороны, утверждает за-
конность своей власти, а с дру-
гой — признаёт свою человече-
скую греховность: «А мне перво-
му грешному…все ожидают меня
за злые дела. И достоин окаян-
ный, тем мукам за свои прегре-
шения» (9, с. 504).
В попечениях о земном оте-
честве государь никогда не за-
бывал о спасении своей души, о
небесном отечестве: «Не токмо
быть солнцем великим… хотя
малою звездою, та кабы там, а не
здеся» (4, с. 519).
Утверждая
преемствен-
ность и незыблемость царской
власти, он возводил своё цар-
ствование к Ивану Грозному и
неоднократно называл его пра-
дедом. Своё предназначение го-
сударь видел в отцовской заботе
о подданных.
Особой чертой мировоз-
зрения Тишайшего было ото-
ждествление царской и Божией
власти. Именно поэтому он так
нетерпимо относился к ослуша-
нию: тот, кто нарушает царские
повеления, тем самым противо-
действует Божьей воле, не име-
ет страха государева и не боит-
ся Бога. И наоборот, если с ра-
дением и преданностью испол-
нять государеву волю, то «низ-
пошлется на них милость Бо-
жья». В наказах он призывает к
радению, усердию, честности в
исполнении своей службы, за-
прещает боярам честью хва-
литься, потому что их родови-
тость является не личной заслу-
гой, но Божьим определением.
Кроме того, надо всеми бояра-
ми — государева воля.
Несомненно, государь был
выдающейся личностью. Испол-
няя своё служение, он старал-
ся хотя бы с близкими людьми
оставаться человеком. Однако
главную цель царь видел в спасе-
нии души.
Итак, судя по письмамАлек-
сея Михайловича Тишайшего,
главенствующую роль в его жиз-
ни занимала вера. Прежде всего
он был христианином, граж-
данином небесного отечества,
относясь к своей судьбе как к
служению. Провиденциализм,
строгое следование заповедям,
восприятие себя как помазанни-
ка Божия — вот основные эле-
менты, из которых вырисовыва-
ется его мировоззрение.
Литература и источники
1. Наказ окольничему князю
И. И. Лобанову-Ростовскому //
Сочинения царя Алексея
Михайловича /Московия и Европа.
М., 2000.
2. Наказы боярину
В. Б. Шереметьеву // Сочинения
царя Алексея Михайловича /
Московия и Европа. М., 2000.
3. Памятники литературы Древней
Руси XVII в. Кн. 1. М., 1988.
4. Письма к А. С. Матвееву //
Сочинения царя Алексея
Михайловича /Московия и Европа.
М., 2000.
5. Письма к боярину князю
Ю. А. Долгорукову // Сочинения царя
Алексея Михайловича /Московия и
Европа. М., 2000.
6. Письма семье // Сочинения царя
Алексея Михайловича /Московия и
Европа. М., 2000. С. 509.
7. Письмо к думному дворянину
А. Л. Ордину-Нащокину // Сочинения
царя Алексея Михайловича /
Московия и Европа. М., 2000.
8. Письмо Никону о смерти патриарха
Иосифа // Сочинения царя Алексея
Михайловича /Московия и Европа.
М., 2000.
9. Повесть о преставлении патриарха
Иосифа // Сочинения царя Алексея
Михайловича /Московия и Европа.
М., 2000.
10.
Преображенский А. А.
Алексей
Михайлович //
Преображенский А. А.,
Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф.
Первые
Романовы на российском престоле.
М., 1996.
11.
Шунков А. В.
Жанр послания
в русской литературе XVII в. (на
материале эпистолярного наследия
царя Алексея Михайловича).
Кишинев, 2006.
3
1...,95,96,97,98,99,100,101,102,103,104 106,107,108,109,110,111,112,113,114,115,...116