?onneay enoi?ey 1 2013
100
Ц
A. E. Aaiyoeia,
nooaaioea I?aaineaaiiai
Nayoi-Oeoiiianeiai
aoiaieoa?iiai oieaa?neoaoa;
III ianoi a iiieiaoee «Enoi?ey ?one.
Aiiao?ianeay yiioa»
a eiieo?na «Ianeaaea i?aaeia –
iieiaui. 2010»
?aaioa ioaeeeoaony
a ?o?iaeuiii aa?eaioa.
«Oeoaeoee» oa?u
«
j%…*3!“…/е !=K%2/
a aai ia?aienea
Царь Алексей Михайлович
Тишайший правил в эпоху, по-
лучившую в истории название
Бунташный век, — личные каче-
ства царя парадоксальным об-
разом противоречат событиям
его царствования. Эпистоляр-
ное наследие Алексея Михай-
ловича — послания, деловая,
семейная, дружеская перепи-
ска — вызывает особый интерес
у исследователей, служит ис-
точником характеристики лич-
ности самого государя.
Научная ценность его пи-
сем со временем лишь увеличи-
вается, поскольку историки об-
ращаются к этим источникам с
новыми подходами и принципа-
ми исследования. Политическая
подоплёка исторических собы-
тий того времени выражена в
частной переписке неярко, од-
нако переоценить культурологи-
ческое значение этой переписки
сложно.
На письмах лежит отпеча-
ток незаурядного писательско-
го таланта и разностороннего
образования. Большую их часть
царь диктовал писцу, но очень ча-
сто делал приписки своей рукой,
а порой даже и целиком писал
послания. Считается, что «эти
письма менее каноничны и эти-
кетны» (3, с. 663). Вот лишь не-
которые из них, послужившие в
работе источниками для анализа
личности АлексеяМихайловича.
«Письмо Никону о смерти
патриарха Иосифа» было напи-
сано весной1652 года и адресова-
но «крепко стоятельному пасты-
рю» Никону по случаю кончины
патриарха Иосифа. В нём много
литературных изысков — встре-
чаются метафоры, обобщения,
прослеживается ряд тщательно
подобранных эпитетов. Общий
тон письма — патетический, ком-
позиционно оно выстроено по
этикетнымформулам.
«Повесть о преставлении
патриарха Иосифа» написа-
на Никону в момент отсутствия
адресата в Москве. Он был по-
слан в далёкий Соловецкий мо-
настырь за мощами митрополи-
та Филиппа II (Колычева). Это
исповедальныйрассказ о послед-
них днях жизни и кончине Ио-
сифа. Письмо-повесть поража-
ет живым чувством, выразитель-
ностьюи искренностью, изобли-
чая литературную одарённость
государя.
Царь объективно видит че-
ловеческие слабости патриар-
ха, его корыстолюбие, непосто-
янство. Описывает агонию уми-
рающего, когда он жался к сте-
не и закрывал лицо руками, что
интерпретировалось как сви-
детельство нечистой совести.
Государь объясняет смерть па-
триарха как Божье попущение:
«За грехи наши изволил Бог
отца нашего патриарха взять в
вечное блаженство» (9, с. 497).
Царь скорбит не столько о смер-
ти, сколько о слабости Иосифа,
размышляет о несоответствии
сана и человеческой сущности.
Эти раздумья обращены прежде
всего к самому себе. Алексей
Михайлович примеряет свои
поступки к образу идеального
православного государя.
Еслиписьма кНикону носят
исповедальный характер духов-
ного чада к своему наставнику,
то по отношению к другим Алек-
сей Михайлович сам выступает в
1
1...,92,93,94,95,96,97,98,99,100,101 103,104,105,106,107,108,109,110,111,112,...116