?onneay enoi?ey 1 2013
102
Царь отверг прошение об от-
ставке и пытался оправдать Во-
ина молодостью и горячностью:
«Сын твой сплутал, знатно то,
что с молодоумия то учинил...
он человек молодой, хощет соз-
дания владычня и творения рук
Ево видеть на сем свете» (10,
с. 532). Он призывает сильно
не скорбеть, «чтоб Бога наипа-
че не прогневать, и уподобитца
Иеву праведному» (10, с. 532).
Царь находит простые слова, в
которых сквозят житейская му-
дрость и уверенность, что Воин
одумается и вернётся.
В письме к Ордину-Нащо-
кинуАлексейМихайловичзатра-
гивал тему службы. Царь хвалит
Ордина за честность и предан-
ность, оценивает его достоин-
ства как образец служения. Слу-
чаи плохого исполнения своих
обязанностей вызывали резкую
отповедь Тишайшего, ленящих-
ся, нерадивых подданных он
обвинял в беспутной дурости и
даже в заговоре.
Особое место в переписке
Алексея Михайловича занима-
ют письма к Матюшкину, в ко-
торых он живо представляет
события повседневной жизни,
охоту, войну, царские забавы.
Эти письма созданы в соответ-
ствии со строгими жанровыми
канонами, но вместе с тем госу-
дарь привносит в них свой не-
обычный авторский стиль.
В сочинениях Тишайше-
го проявляются традиционные
взгляды
на
происхождение
мира, роль в нём человека, сущ-
ность царской власти. Взгляды
эти базируются на фундаменте
православной веры. В письмах
затронуты темы Бога, порока и
добродетели, взаимоотношений
государя с подданными.
Алексей Михайлович во
всём полагается на волюБожию.
Например, в письме к раненно-
му в руку графу В. Б. Шереме-
тьеву царь объясняет случивше-
еся тем, что Бог «на тя послал
ручную скорбь… для того, что
не хощет тебя ни в каком гресе
видеть» (2, с. 546). Упования на
Божий промысел он ждёт и от
своих подданных.
Главная добродетель для го-
сударя — исполнение заповедей
Божиих, их нарушение — грех и
порок. Служение царю — это до-
бродетель, непослушание ему —
«великое безчестье» (5, с. 524).
Как дети должны пребывать в
послушании у родителей, так и
подданные обязаны повиновать-
ся государю.
С особой неприязнью Ти-
шайший отзывается о лжи и
гордости. Князь Лобанов-Ро-
стовский в челобитной царю
утаил количество побитых и
взятых в плен, «учинил своею
гордостью» приступать к горо-
ду Мстиславлю. В ответ на это
государь призвал его покаять-
ся: «Отложи всякую гордость
и спесь… всякую высость оста-
вить и смирить себя пред Бо-
гом» (1, с. 540).
Алексей Михайлович всем
сердцем отрицал лицемерие и в
Eiieo?niua ?aaiou
1
2
1
1. Боярин А. Л. Ордин-Нащокин
2. Царь за игрой в шахматы.
В. Г. Шварц. 1865 год
3. «Алмазное кресло»
Ф. Г. Солнцев