?onneay enoi?ey 1 2013
98
Enoi?e?aneay i?aaaa
ражения, и сорвала нацистский
планокончательного «решения»
еврейского вопроса.
Под предлогом научных
изысканий, достижения исти-
ны, провозглашения «многова-
риантности» истории появляют-
ся фальсификации. В угоду тем
или иным воззрениям использу-
ются самые разные приёмы: пря-
мое измышление фактов и под-
делка документов; приведение
сомнительных свидетельств и
воспоминаний в качестве перво-
источников; предвзятый подбор
источников и документов; отсут-
ствие ссылок на исторические
источники при выдвижении
тех или иных суждений; одно-
сторонний подбор и субъектив-
ное произвольное толкование и
оценка событий без учета усло-
вий изучаемого времени.
Основная направленность
этих фальсификаций — свести
Сталинградскую битву к некое-
му локальному событию, отри-
цание битвы как великой, как
начала конца Третьего рейха. Го-
рячими точками Второй миро-
вой войны во многих западных
работах именуются театры бое-
вых действий США. По оценке
нижегородской исследователь-
ницы Е. С. Гриценко, в таких
работах «дискурсивно СССР
предстает не как ключевой, а
как второстепенный участник
боевых действий».
В марте 1942 года Гитлер
отмечал: «Этим летом Советы
будут полностью уничтожены.
У них нет больше спасения. Так
что лето будет решающим эта-
пом войны. Мы отбросим боль-
шевиков так далеко, что они
никогда уже не соприкоснутся
с возделанными землями Евро-
пы» (1, с. 248). Реализация плана
«Blau» создавала возможности
для расширения масштабов фа-
шистской агрессии, поскольку
в войну против Советского Со-
юза могли быть втянуты Тур-
ция и Япония, войска которой,
пройдя Индию, вступали в непо-
средственное взаимодействие с
вермахтом на территории госу-
дарств Передней Азии. Вопреки
мнению, что в июне 1941 года
США и Великобритания под-
держали СССР из одних лишь
моральных соображений, пред-
писывающих прийти на помощь
очередной жертве гитлеровской
агрессии, такие шаги вызыва-
лись необходимостью обеспе-
чить собственную безопасность
этих стран. Даже в 1942 году
угроза проигрыша России оце-
нивалась в Вашингтоне не иначе
как катастрофа для США.
Важно учитывать и то, что
с самого начала Второймировой
войны руководство Третьего
рейха исходило из положения о
наступательном характере вой-
ны, главными трофеями в кото-
рой станут ресурсы побеждён-
ных государств, включая нефть
оккупированных районов СССР.
В «Зелёной папке» прямо ука-
зывалось, что нефтяной «дефи-
цит может быть покрыт только
за счёт России» (3, с. 45). План
«Blau» ставил своей задачей пе-
ререзать нижнее течение Волги
в районе Сталинграда с тем, что-
бы окончательно отрезать евро-
пейский центр СССР от бакин-
ской нефтииКаспийскогоморя.
В некоторых изданиях бое-
вые действия под Сталинградом
показаны только через призму
работ и мемуаров бывших гитле-
ровских военнослужащих.
Ещё в первые дни оккупа-
ции Сталинграда, 18 сентября
1942 года, немцами было издано
и расклеено по городу воззвание
на русском и немецком языках.
В нём утверждалось, что немцы
являются освободителями рус-
скогонарода.Населениеобязыва-
лилояльно относиться к оккупан-
там, указывать местонахождение
минированных участков, сдавать
имеющееся оружие, сохранять
материальные ценности, тут же
объявленные
собственностью
германского государства.
Участвовавшие в наступле-
ниинемецкие солдатыизобража-
лись в статьях газеты «V lkischer
Beobachter» как «защитники
Сталинграда». Битва толкова-
лась как борьба с большевизмом
и представлялась как «освободи-
тельная борьба» не только Герма-
нии, но и всей Европы. При этом
пропаганда опиралась на распро-
странённые в немецком обще-
стве и поддерживаемые сред-
ствами массовой информации
страхиотносительновозможной
экспансии Советского Союза.
В послевоенные годы в ФРГ
было выпущено огромное коли-
чество книг и фильмов, в кото-
рых описано, насколько сильнее
и мужественнее была немецкая
армия в сравнении с русскими
«оборванцами» и сколь неспра-
ведлива была победа «жестоких»
русских над мужественными во-
инами рейха. Культивирование
бывшими странами гитлеров-
ской коалиции своего образа
как жертвы стало попыткой из-
бежать ответственности за тра-
гедию Второй мировой войны.
В ФРГ в художественной лите-
ратуре, кинофильмах, средствах
массовой информации, заявле-
1...,90,91,92,93,94,95,96,97,98,99 101,102,103,104,105,106,107,108,109,110,...116