слова таким образом, чтобы
было меньше сходства с русским
языком, например, «вертолит»
стал английским «хеликопте-
ром», «фотография» преврати-
лась в «светлыну», а «стена» – в
немецкий «мур».
Корр.: Кто создавал украинские
учебники по истории и как они
финансировались?
В. В. Рогов:
Над этим рабо-
тало пять–шесть авторских кол-
лективов. Приведу несколько
примеров. В 1999–2005 годах че-
тыреразапереиздавалсяучебник
для средней школы «История
Украины» Р. Д. Ляха и Н. Р. Те-
мировой. Ю. Ю. Сведерский,
Т. В. Ладыченко и Н. Ю. Рома-
нишин подготовили учебник,
опубликованный в 2007 году.
Авторами «Истории Украины
для 9 класса» были Ф. Г. Турчен-
ко и В. М. Мороко. Финансиро-
вали их работу западные фонды,
Украина – рекордсмен по чис-
лу некоммерческих партнёров
и организаций по построению
гражданского общества.
Значительную поддержку
украинские историки получи-
ли от Дж. Сороса, создавшего
в апреле 1990 года на Украине
фонд «Возрождение», который
предоставил украинским ор-
ганизациям гранты на сумму
более 100 миллионов долларов.
Занимаясь на словах «поддерж-
кой гражданского общества»,
этот фонд в действительности
готовил гражданскую войну,
которая и происходит на наших
глазах.
В 2010–2014 годах я работал
на общественных началах совет-
ником министра образования
Д. Б. Табачника. Грустно было
видеть, что вопросами образо-
вания в правительстве Украины
занимались представители за-
падных регионов, сторонники
националистической русофоб-
ской линии. Я заметил интерес-
ный факт, что учебники истории
на русском и украинском языке
существенно отличались. Как
правило, фактыфальсификации
появлялись в русскоязычных
учебниках на 2–3 года позже.
Корр.: Насколько повлияли на
настроения украинской молодё-
жи националистические и анти-
русские исторические клише,
используемые современной киев-
ской пропагандой?
В. В. Рогов:
Девяносто про-
центов истории, которая пре-
подаётся в украинских школах,
никакого отношения к науке
не имеет. Авторитетно утверж-
даю, что в книге по истории,
рекомендованной для чтения
в школах, написано, что Вели-
кие Укры – первый народ на
земле – прилетели с Венеры и
выкопали Чёрное море. Это по-
хоже на неудачный анекдот, но,
к сожалению, – горькая правда.
На этих мифах последние 20 лет
воспитывается украинская мо-
лодёжь.
В 1866 году профессор гео-
графии из Лейпцига Оскар Пе-
шель отметил, что «народное
образование играет решающую
роль в войне […] когда прусса-
ки побили австрийцев, то это
была победа прусского учите-
ля над австрийским школьным
учителем». Если проецировать
это на современную Украину,
то именно школьные учителя
подготовили поколение, кото-
рое с легкостью начало кричать
фашистские лозунги и убивать
инакомыслящих.
За 23 года сознание моло-
дёжи переформатировали, как
дискету: сначала превратили их
в Иванов, родства не помня-
щих, а потом в головы вклады-
вали укроцентристские нацио-
налистические мифы, которые
воспринималась как истина.
Поэтому сейчас очень сложно
общаться с молодым поколени-
ем в возрасте 18–25 лет, прошед-
шим только обучение в школах,
но не имевшим альтернативных
источников получения реаль-
ных знаний.
Корр.: Имеется ли опыт патрио-
тического воспитания молодёжи
в духе братства с Россией?
В. В. Рогов:
Да, этим зани-
малась «Славянская гвардия».
Говорю в прошедшем времени,
потому что в июне 2014 года её
деятельность была запрещена
решением Запорожского суда.
К 400-летию Дома Романо-
вых был опубликован календарь
на русском языке, в котором
приводились исторические фак-
ты, которые свидетельствовали
о глубоких проверенных време-
28
Русская история
3
2014