Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 27

Русская история
1
2014
25
В XX веке Эрмитаж стал громадным энцикло-
педическим универсальным музеем. Это был ве-
ликий музей и при Советской власти, которая им
гордилась. После перестройки и падения СССР
наступил новый этап. Выставочная деятельность
стала ещё более активной, мы открываем центры
в России и за рубежом. Эрмитаж стал глобальным
музеем, он входит в пятёрку крупнейших в мире.
Корр.: 250 лет – это впечатляющий юбилей, но на-
сколько велик груз традиций?
М. Б. Пиотровский:
Традиции определяют
жизнь Эрмитажа и сохраняют его уникальность.
Чем он оригинален? Нет в мире другого музея,
который в той же степени был бы памятником
государственности. Даже Лувр. Все стены Эрми-
тажа рассказывают о русской истории XIX века.
У каждой картины своя история. Правда, у нас
есть набор внутренних ограничений. Нам многое
нельзя, мы – императорский дворец. Никто не
может арендовать у нас помещение для вечерин-
ки, как например в американском Метрополитен-
музее. Ещё одно табу – мы не только не продаём и
не будем продавать, мы во всём мире боремся за
неприкосновенность музейных фондов. Эрми-
таж–музейна все времена, потому чтомы–символ
России. Мы даём образец настоящей имперской
традиции. В 1990-х вновь сменилась власть, а у нас
прежние двуглавые орлы. Б. Н. Ельцин приезжал,
мы ему говорим: «Да, вы правильно выбрали – зо-
лотые орлы на красном фоне». Музей показывает
вещи, которые позволяют думать: вот она – жи-
вая традиция, на неё ориентируйтесь, а не на свои
собственные представления, каким должно быть
православие, какой должна быть монархия.
Другая традиция Эрмитажа, которая очень ак-
туальна, – отношение к современному искусству,
которое очень нужно для просвещения России.
Когда мне говорят: «Вы – молодцы, привозите
современное искусство». Я думаю: «Ничего себе,
молодцы». История музея говорит о том, что это
никакая не новость: Екатерина II покупала Джо-
зефа Райта из Дерби, Николай I – Каспара Давида
Фридриха, когда ещё никто его не ценил, Алек-
сандр III выбирал картины парижского Салона.
Отторжение современного искусства делает Рос-
сию недостаточно грамотной в широкой массе.
И мы будем заниматься просвещением, выставка-
ми, не боясь скандалов.
Корр.: Наши читатели будут признательны, если вы
расскажете о концепции «Большой Эрмитаж» и о
том, как будет праздноваться 250-летие музея.
М. Б. Пиотровский:
Эти вопросы действитель-
но взаимосвязаны. У концепции «Большой Эрми-
таж» несколько уровней. Задача одного – сделать
коллекции доступными, чтобы люди могли их по-
нимать. У нас получается урбанистический центр,
который работает и как музей, и «втягивает» в
себя и Дворцовую площадь, и Александровскую
Портрет молодого человека с перчаткой в руке.
Ф. Халс.
Около 1650 года
Музей на все времена
1...,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26 28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,...125
Powered by FlippingBook