Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 26

Хранители
Русская история
1
2014
24
Корр.: Какие главные исторические вехи в развитии
музея Вы бы назвали?
М. Б. Пиотровский:
Музей все время развивал-
ся. Сначала появился Малый Эрмитаж – сад, где
разместили картины. Следующая веха – построй-
ка Старого Эрмитажа, где при Екатерине тоже на-
ходилась её личная коллекция. Николай I создаёт
публичный музей, строит для него специальное
здание. Понятно, что он был доступен не для
всех, но сделан был по европейским образцам.
Это второй после Кунсткамеры публичный музей
в России. Тогда же была заложена основа энци-
клопедического музея, куда были включены на-
ходки, сделанные археологами на юге России. Мы
получили античное прошлое. Музей стал расска-
зывать о разных культурах, а не только показывать
живопись. Кстати, изначально в Эрмитаже было
представлено не только западноевропейское, но и
русское искусство. Только в 1898 году его передали
в возникший тогда Русский музей.
Эрмитаж стал музеем универсальным. У него
нет и не было аналогов в мире, поскольку Эрми-
таж – не придворный музей, это музей рядом с
дворцом и наравне с ним.
Произошла революция, которая в Петрогра-
де была бескровной и, слава богу, музей уцелел.
Портрет Екатерины II.
И.-Б. Лампи Старший. 1793 год
Висячий сад Малого Эрмитажа
При штурме Зимнего в Эрмитаж никто и не во-
шёл. Была только одна проблема – винные по-
греба, которые подверглись разгрому. Эрмитаж
объявил, что он большевиков не признаёт, но
потом, разумеется, заставили. В Зимнем двор-
це, который назвали «Дворцом искусств», по-
селился А. В. Луначарский. А. Н. Бенуа, кото-
рый в 1918 году возглавил картинную галерею
Эрмитажа, ходил «туда-сюда» и устанавливал
связи между музеем и наркомом. В Зимнем по-
казывали кино, там состоялась первая настоя-
щая авангардная выставка всех направлений
русского искусства. Я испытываю ужас и вос-
торг, когда читаю, в каких залах висели работы
П. Н. Филонова, К. С. Малевича, художников
«Мира искусства». Главная музейная задача за-
ключалась в том, что раз царский дворец по-
терял свой политический статус, его надо при-
соединить в музею. И вокруг этого шла борьба.
Советское правительство решило разделить
всё, что империя собрала в один музей. Сначала
из фонда стали раздавать картины по всем горо-
дам России, а потом еще и продавать. Это была
настоящая трагедия Эрмитажа. Но параллельно
произошла национализация, собрания малень-
ких музеев влились в Эрмитаж, что-то сдавалось
из дворцов и загородных резиденций. В итоге он
опять расширился. Еще до Великой Отечествен-
ной войны из московского Музея нового западно-
го искусства передали в качестве компенсации за
классическое искусство – новое. Очень большую
роль стала играть археология.
1...,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25 27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,...125
Powered by FlippingBook