Журнал "Русская история". №3 (26). Твердыни духа - page 107

2013 3 ?onneay enoi?ey
105
это время был на материке. Не
желая умереть без причастия,
преподобный Савватий покинул
остров и в одиночку на лодке до-
стиг Карельского берега. Здесь,
близ волости Сороки, он принял
причастие от некоего игумена
Нафанаила и скончался 27 сен-
тября 1435 года. Тело его было
погребено при церкви погоста
Сороки, а в 1465 году мощи пре-
подобного торжественно пере-
несли в Соловецкий монастырь.
Постепенно на остров на-
чали приходить искатели пу-
стынной жизни. Одна за другой
появлялись новые бревенчатые
кельи, а вскоре общими труда-
ми была построена деревянная
церковь во имя Преображения
Господня и святого Николая
Чудотворца. Преподобный Зо-
сима съездил в Новгород к ар-
хиепископу Ионе — получить
благословение и антиминс в но-
вую церковь. Архиепископ на-
значил в новый монастырь игу-
меном Феодосия. В 1549 году в
обители были три деревянные
церкви, скотный двор, три со-
ляные варницы и три водяные
мельницы.
Расцвет Соловецкого мо-
настыря начался со второй по-
ловины XVI века, когда игуме-
ном стал Филипп (Колычев),
впоследствии знаменитый ми-
трополит Московский, убитый
Малютой Скуратовым в темни-
це Тверского монастыря и кано-
низированный Русской Право-
славной Церковью. За 18 лет его
управления обитель стала одной
из крупнейших в России. Благо-
даря трудам игумена Филиппа
начал формироваться особый
стиль монастырской жизни, по-
лучивший позднее название «со-
ловецкой культуры».
Прежде всего, речь идёт об
иконном богатстве Соловков.
Первые иконы, по преданию,
на острова были привезены
Савватием. С началом большо-
го храмового строительства в
середине XVI века при игумене
Филиппе привозимых икон ста-
ло не хватать. Игумен пригла-
сил «художных мастеров из Но-
ваграда», которые, возможно,
и написали многие иконы для
Преображенского собора, церк-
ви Зосимы и Савватия и других.
Постепенно в монастыре вырос-
ли собственные иконописцы, а в
1615 году здесь утвердилась своя
иконописная палата. Известны
имена некоторых иконопис-
цев: Елеазар — основатель Ан-
зерского скита и его насельник
будущий патриарх Никон. Об-
разцами для местных мастеров
служили иконы, привезённые в
Соловки из разных культурных
центров Руси.
С началом затяжной Ли-
вонской войны 1558–1583 годов
монахи Соловецкого монасты-
ря всё чаще стали замечать на
горизонте паруса шведских ко-
раблей. Поэтому в 1578 году на
острова прибыла крохотная ко-
манда воинских людей: воевода,
десять стрельцов и четыре пуш-
каря. Кроме того, 95 стрельцов
были набраны из числа жителей
Карельского берега.
В 1582 году началось стро-
ительство могучих стен и башен
монастыря. Даже перемещение
массивных валунов весом до 11
тонн до сих пор представляет-
ся уделом исполинов: «Кладен
камень великой человеку 200
или 300 едва волокут» (2, с. 17).
Появилась крепость, нерастор-
жимо связанная со всем природ-
ным окружением острова, будто
стояла здесь вечно. Общая длина
стен—1084метра, высотаих—до
10 метров, высота башен — до 17
метров над современным уров-
нем земли. Крепостные стены
завершеныгалереейпод двускат-
ной тесовой кровлей. Отсюда из
многочисленных бойниц про-
сматривались все близлежащие
окрестности.
Гарнизон крепости в 1594–
1637 годах достигал более 1000
стрельцов и пушкарей. Мона-
стырь выдержал несколько на-
падений шведов в
1571, 1582 и
1611 годах, а в 1668 году началась
беспрецедентная восьмилетняя
осада Соловецкого монастыря
правительственными
войска-
ми — знаменитое «Соловецкое
сидение», связанное с события-
ми церковного раскола.
С начала XVI века на Со-
ловки начали ссылать крупных
церковных и государственных
деятелей, попавших в опалу или
совершивших
политические
преступления.
Весной 1854 года, в самом
началеКрымскойвойны, у север-
ных берегов России появились
английские корабли. Соловец-
кий монастырь по специальному
предписанию
архангельского
губернатора был приведён в обо-
ронительное состояние, главные
церковные драгоценности эваку-
ировали в Архангельск. Уникаль-
ную библиотеку, которая счита-
лась одним из самых крупных
книжных собраний в России и
была сопоставима по количе-
ству рукописей с библиотеками
Троице-Сергиевой лавры и Ки-
рилло-Белозерского монастыря,
вывезли в Антониево-Сийский
монастырь. Откуда через год
книжное собрание передали в
Казанскую духовную академию.
Nieiaaoeee iiianou?u
1...,97,98,99,100,101,102,103,104,105,106 108,109,110,111,112,113,114,115
Powered by FlippingBook