Журнал "Русская история". №3 (26). Твердыни духа - page 97

2013 3 ?onneay enoi?ey
95
Берх В. Н.
Царствование
царяАлексеяМихайловича.
М., 2013
Произведение
русского
историка и географа Василия
Николаевича Берха (1781–1834)
– одно из первых и самых ав-
торитетных исследований по
истории царствования Алексея
Михайловича Тишайшего, вто-
рого русского царя из династии
Романовых. Народная память
недаром сохранила за Алексеем
Михайловичем прозвище Ти-
шайший. Отчасти это произо-
шло благодаря его христианско-
му смирению, добродушному
нраву, умению слушать своих
приближённых. Однако многие
отмечали, что периоды царской
«тихости» порой сменялись
вспышками гнева, убеждённой
твердости и решительности.
Алексей Михайлович лично уча-
ствовал во многих военных по-
ходах, руководил дипломатиче-
скими переговорами.
Eie?iua iiaeiee
Издательство
«Кучково поле»
Основные события цар-
ствования Алексея Михайлови-
ча — это Соляной бунт (1648),
Польская война (1653–1658),
присоединение Украины к Рос-
сии (1654), продолжение коло-
низации Сибири.
Савва В. И.
Московские цари
и византийские
василевсы
:
К вопросу о влиянии
Византии на образование
идеи царской власти
московских государей.
М., 2012
Труд русского историка
Владимира Ивановича Саввы
посвящён вопросу заимствова-
ния византийских представле-
ний о русской царской власти.
Автор затрагивает религиоз-
ные и политические теории
периода становления само-
державия, право московских
государей смотреть на себя как
на наследников византийских
василевсов. Мы видим, как на
смену древнему обряду вступле-
ния на княжеский престол при
Иване III из Византии пришёл
новый обряд великокняже-
ского венчания (в первую оче-
редь под влиянием Софьи Па-
леолог). Однако со временем
церковно-гражданские обряды
претерпели изменения. Автор
одним из первых обнаружил,
что «в поисках международ-
ного признания российские
правители не указывали на
преемственность своей власти
от Византии». Можно утверж-
дать, что Московское царство
явилось не столько продолже-
нием, сколько обновлением
византийской истории. Идея
Третьего Рима и неразрушимо-
сти Ромейского царства утвер-
дила преемственность власти
царской и духовной, а вместе
с тем и мысль об историче-
ской ответственности царства,
оставшегося после падения Ви-
зантийской империи.
1...,87,88,89,90,91,92,93,94,95,96 98,99,100,101,102,103,104,105,106,107,...115
Powered by FlippingBook