Журнал "Русская история". №3 (26). Твердыни духа - page 94

92
С 25 июня по октябрь 2013 года Го-
сударственный музей А. С. Пушкина про-
водит выставку «Поэзия садов и Сады
поэзии», которая развернута в Садовом
павильоне усадьбы Хрущовых-Селезне-
вых. Экспозиция посвящена русской садо-
во-парковой культуре конца XVIII – начала
XIXвеков. Именно это время стало эпохой
расцвета садов и парков, окружавших и
императорские загородные дворцы, и про-
винциальные дворянские усадьбы.
Фонды музея А. С. Пушкина хранят
уникальные художественные материалы,
посвященные «золотому веку» садов и
парков. На выставке представлены живо-
писные и гравированные виды Царского
Села, Павловска, Гатчины, Летнего сада
в Петербурге и Александровского сада в
Москве. Здесь же можно увидеть и усадь-
бу Приютино Олениных, и Остафьево
Вяземских, и Мишенское Жуковского,
роскошную Городню Голицыных, а также
скромные, но полные очарования и по-
этичности дворянские имения, названия
которых не сохранила история.
Издававшиеся тогда литературные
альманахи и сборники носили модные
«цветочные» названия, и самым извест-
ным из них был альманах А. А. Дельвига
«Северные цветы», выходивший в 1825 –
1831 годах.
Поэзия с античных времен ассоцииро-
валась с цветущим садом, а стихотворец упо-
доблялся садовнику, взращивающему свой
поэтический вертоград. Державин, Пуш-
кин, Жуковский, Батюшков, Баратынский
и еще многие русские поэты вдохновлялись
парковыми ландшафтами, увитыми плю-
щоми виноградом, беседкамии цветами.
Спешите в мой прохладный сад,
Поклонники прелестной Флоры.
Здесь всюду манит ваши взоры
Ее блистающий наряд,
- писал Петр Вяземский.
Один из разделов выставки расска-
зывает о символике цветов в культурном
обиходе 1820-1830-х годов. Гравюры и ак-
варели сохранили портреты современниц
Пушкина, чьи прически и наряды украше-
ны цветами, модные картинки, страницы
домашних альбомов с цветочными рисун-
ками. Изданная в 1830 году книга «Селам,
или Язык цветов» не только знакомит с
символическими значениями, которые
связывались тогда с различными цветами,
но и раскрывает «цветочные шифры» в
альбомных «посланиях». Выставка – но-
вый своеобразный ключ к пониманию
пушкинской эпохи.
Пожалуйста, подождите
«Поэзия
садов
и сады
поэзии»
1...,84,85,86,87,88,89,90,91,92,93 95,96,97,98,99,100,101,102,103,104,...115
Powered by FlippingBook