Журнал "Русская история". №3 (26). Твердыни духа - page 111

2013 3 ?onneay enoi?ey
109
Нижне-Тагильского завода ходи-
ли в десятую неделю по Пасхе
на богомолье в села Решетское,
Елизаветинское и Бобровское.
В Шайтанском заводе был по-
строен памятник с выбитым на
нём крестом на месте сгоревшей
деревянной церкви. В ней нахо-
дился местночтимый образ Пре-
святой Богородицы, похищен-
ный людьми Пугачева во время
восстания, позже возвращённый
в целостии сохранности. ВВерх-
не-Уфалейском заводе в 1848
году «в воспоминание о бывшей
холере за прудом на горе постав-
лен был каменный столбик, к
которому 1-го августа после водо-
святия в заводском пруду совер-
шается крестный ход» (5, с. 89).
Сохранились кресты на скалах
по реке Чусовой.
Горнозаводское население
Урала в XVIII—XIX веках особо
почитало целый ряд икон Божи-
ей Матери. Среди них Верхне-
тагильская икона «Знамение»,
обретенная в XVIII веке, икона
«Знамение» из Быньговского
храма; икона «Утешение в скор-
бях и печалях», находившаяся в
XIX веке в селе Исток недалеко
от Екатеринбурга.
По преданию, чудесным об-
разом была обретена Верхнета-
гильская икона Божией Матери.
Когда на Урале начали строиться
горные заводы, из Центральной
России в Невьянск шло несколь-
ко бурлаков. По дороге они наш-
лимонашеский скити захотелив
нем остаться, чтобы вести благо-
честивую жизнь. Но «необуздан-
ное своеволие бурлаков видело в
мирной жизни схимников один
только тяжёлый труд в работах
и молитвах, чего им скоро на-
скучило, и они решили продол-
жать свой путь далее» (3, с. 137).
Бурлаки ограбили скит, оставив
только Святую Икону Знамения
Пресвятой Богородицы. Однако
от образа Божией Матери был
глас, повелевающий им непре-
менно взять её с собою, угрожая
в противном случае обнаружить,
что они разорили скит. В Не-
вьянске они сообщили о чудесно
обретённой иконе.
Крестные ходы со Зна-
менской иконой продолжались
почти всё лето. После Пасхи её
приносили в Верх-Нейвинский
завод. К празднику Успения Бо-
жией Матери крестный ход про-
ходил из Верхнего Тагила через
Калату, Шуралинский завод,
Невьянск и Быньги, где икона
оставалась до 11 сентября. Из
Бынег образ на некоторое время
переносили в деревню Нижние
Таволги. Известен ряд случаев
исцеления.
На юге Урала почитали ико-
ну Табынской БожиейМатери. В
1890 году в городе Верхнеураль-
ске говорили о том, что «полу-
чил исцеление 10-летний сын
мещанина Евгения Васильева
Горячева, шесть лет страдавший
падучей болезнью... 5 октября
1871 года купцом первой гиль-
дииИваномГригорьевымСквор-
цовым было заявлено о чудесном
исцелении 3-летнего сына Миха-
ила от неизлечимого горлового
недуга» (1, с. 104).
Местные жители верили,
что икона Тихвинской Божией
Матери охраняла уральские горо-
да во время крестьянской войны
под предводительствомЕмельяна
Пугачева: «в лето от Рождества
Христова в 1774-е 23 генваря, на
память св. священномученика
Климента, когда Кунгур от силь-
ных разбойника и изменника
Емельки Пугачева шаек, собран-
ных из башкир, красноуфимских
казаков и здешнего уезда татар и
русских крестьян, коих, пример-
но, было до 7000 человек, помо-
щью Божиею и молитвами Пре-
святой Богородицы, нарицаемой
Тихвинская и угодника священ-
номученика Климента, от злодей-
ского наступления избавлены и
от града те злодеи отбиты прочь,
без всякого урона с нашей сторо-
ны» (2, с. 298.).
Особую роль образ Тихвин-
ской Божией Матери сыграл
в истории Екатеринбургского
женского Ново-Тихвинского мо-
настыря. Традиция почитания
этой иконы в Екатеринбурге
продолжается и сегодня.
Иверская икона Божией
Матери была пожертвована в
дар жителям Полевского завода
при встрече владельца Полев-
ского завода Д. П. Соломирского
и императрицы—женыАлексан-
дра III. Иверская икона Божией
Матери почиталась император-
ским домом Романовых, поэтому
она была преподнесена в дарПо-
левской церкви, находившейся в
одноимённом заводе.
В Перми почиталась икона
Черниговской Ильинской Божи-
ей Матери, принесённая из Сер-
гиевской Свято-Троицкой Лавры
Eeiiu ai?iicaaianeiai O?aea
3
1...,101,102,103,104,105,106,107,108,109,110 112,113,114,115
Powered by FlippingBook