Русская история
4
2015
59
фотографии, произведения изобразительного,
декоративно-прикладного и ювелирного искус-
ства. Впервые в России показан покров, выпол-
ненный художником В. М. Васнецовым по заказу
Елизаветы Фёдоровны для гробницы Великого
князя. В центре экспозиции скульптурный макет
креста – точная копия установленного на месте ги-
бели Сергея Александровича в Кремле по проекту
В. М. Васнецова.
В церемонии открытия приняли участие ми-
нистр культуры России В. Р. Мединский, мэр
Москвы С. С. Собянин, председатель Отдела
внешних церковных связей Московского Па-
триархата митрополит Волоколамский Иларион,
председатель Императорского Православного Па-
лестинского Общества С. В. Степашин, председа-
тель Наблюдательного совета фонда «Елисаветин-
ско-Сергиевское просветительское общество»
А. В. Громова. В. Р. Мединский напомнил, что
Сергей Александрович – дядя последнего русского
императора Николая II – был одним из основате-
лей Исторического музея и долгие годы возглавлял
его попечительский совет. «Супругу великого кня-
зя Елизавету Фёдоровну мы помним как выдающу-
юся благотворительницу, основательницу Марфо-
Мариинской обители, полностью посвятившую
себя делам милосердия, за что ещё при жизни была
удостоена имени Белый ангел Москвы», – сказал
министр культуры.
С. С. Собянин в своём выступлении отметил
вклад Сергея Александровича, являвшегося на
протяжении 14 лет генерал-губернатором Москвы,
в развитие столицы и городской благотворитель-
ности. От имени Святейшего Патриарха Москов-
ского и всея Руси Кирилла гостей приветствовал
митрополит Волоколамский Иларион.
Торжественное открытие выставки заверши-
лось выступлением оркестров и хоровых ансамб-
лей. Прозвучала российская премьера музыкаль-
ного посвящения Дж. Тавенера «Елизавета, испол-
ненная благодати» в исполнении хора Гнесинского
училища, Камерного оркестра «Легато» и Москов-
ской хоровой капеллы мальчиков.
Редакция
Московские благотворители
Поднос.
Фирма П. Овчинникова. Москва, 1884 г. Серебро;
золочение, чернение, литье, резьба
Потир.
Фирма братьев Грачёвых.
Санкт-Петербург, 1899–1908 гг.
Серебро, эмаль, перламутр
Икона. Коронование Богоматери (фрагмент киота).
Центральная Россия. Первая половина XVIII в. Дерево,
левкас, темпера