что Георгия давали не за охрану
склада в тылу, а только за кровь.
Предполагают, что было напи-
сано около 500 портретов, по
музеям нам удалось найти 58.
В Артиллерийском музее хра-
нится документ 1920 года, в ко-
тором написано следующее:
«В здании бывшей Ратной пала-
ты ещё находятся экспонаты му-
зея в виде живописи и графики
общим количеством около 30 пу-
дов». Не исключено, что среди
них были и портреты георги-
евских кавалеров, которые ис-
пользовали для растопки печек-
буржуек в холодные и голодные
двадцатые годы. В советские
времена все были уверены, что
они никогда никому не приго-
дятся. Правда, часть портретов
сохранились, они были переда-
ны в Государственный историче-
ский и другие музеи.
В Эрмитаже хранится 20 ты-
сяч негативов портретов геор-
гиевских кавалеров. Представ-
ляете, какой можно создать
альбом! Мы планируем сделать
картотеку георгиевских кава-
леров с именами и описанием
того, за что награда была полу-
чена.
Музей был открыт после
Февральской революции и на-
зван «Народный музей Великой
войны». Точная дата неизвестна,
я предполагаю, что это произо-
шло весной 1917 года. Ратная
палата была оснащена по по-
следнему слову техники. Сама
Елена Андреевна считала, что
музей должен стать важным зве-
ном в патриотическом воспита-
нии, например, туда необходи-
мо «запускать» солдат на лекции
и просмотр слайд-шоу, что было
уже делом обычным.
Корр.: Как сложилась судьба му-
зея после Октябрьской револю-
ции?
Г. Э. Введенский:
Больше-
вики недолго искали повод его
закрыть и решили просто: по-
скольку дров не хватает, а сте-
ны отсыревают, все экспона-
ты надо передать в Русский и
Артиллерийский музеи. Так и
было сделано. В начале 1918 го-
да музей перестал существо-
вать, а официально его закры-
ли в начале 1919 года. Сначала
Ратную палату отдали Аграр-
ному институту и поместили
там ректорат и клуб, в котором
проходили очень модные тогда
диспуты, выступали С. А. Есе-
нин, О. Д. Форш, А. Р. Беляев.
В годы Великой Отече-
ственной войны после того, как
из Царского Села ушли немцы,
царскосельцы стали возвра-
щаться домой на родные пепе-
лища. В Ратной палате устроили
жильё, поскольку у здания со-
хранилась крыша. Построили
перегородки, получилось мно-
го маленьких комнат. Возникло
«общежитие имени монаха Бер-
тольда Шварца».
В начале 1970-х годов в Рат-
ную палату пришли реставрато-
ры. Они получили её в качестве
рабочего помещения и разме-
стили там мастерские. К тому
времени крыша разрушилась,
с потолков текла вода, образуя
зимой сталактиты и сталагмиты.
Были свинчены все шпингале-
ты и дверные ручки. Ю. А. Си-
дорчук сделал проекты на каж-
дую деталь в виде драконов,
звериных лапок и так далее. Все
они потеряны, нам ещё искать и
искать.
Корр.: Вы долгие годы боролись
за передачу Ратной палаты Госу-
дарственному музею-заповеднику
«Царское Село». Почему?
Г. Э. Введенский:
Сколько
себя помню, всегда интересо-
вался военными раритетами.
Ещё школьником по субботам и
воскресеньям работал в Артил-
лерийском музее: пушки драил.
После окончания ЛГУ трудился
в Государственном мемориаль-
ном музее А. И. Суворова, за-
тем – на Мойке, 12. В 1993 го-
ду директор Государственного
музея-заповедника
«Царское
Село» И. П. Саутов пригласил
меня на должность начальника
военно-исторического отдела.
Тогда все бредили воссозданием
знаменитой Янтарной комна-
ты и подготовкой к 300-летию
Санкт-Петербурга. А я бился
за возвращение городу Ратной
палаты, которая находилась в
федеральной
собственности.
Писали письма в Комитет го-
родского имущества Санкт-
Петербурга, в ответ он выставил
здание на торги, которые, к сча-
стью, не состоялись. После это-
го мы и получили здание. Про-
изошло это в год 2009-й, через
год после того, как музейный
Император Николай II на закладке Ратной палаты.
3 мая 1913 года
Русская история
2
2014
54
Наше наследие