рам и нижним чинам в получе-
нии пенсий и пособий и, нако-
нец, помогал вдовам и сиротам
с помещением в богадельни и
приюты, с ходатайствами на по-
собия.
Все общины сестёр мило-
сердия входили в Общество
Красного
Креста,
которое
основывалось в первую очередь
на светских началах. Уход за
больными становится особой
профессией. Религиозная осно-
ва, служившая поначалу стерж-
нем, уходила на второй план.
В этих условиях совершенно
особым явлением стала Марфо-
Мариинская обитель. Этот плод
эпохи христианского милосер-
дия созрел в период, когда само
оно клонилось к упадку. Елиза-
вете Фёдоровне задачи новой
обители представлялись более
широкими, нежели традици-
онный уход за больными: «если
Организация Красного Креста
есть организация всемирная, то
понятно, что благотворитель-
ность через Общины сестёр ми-
лосердия нисколько не обязы-
вается быть выражением духа
Православной Церкви. В связи
с этим понятно, что в этих ор-
ганизациях вся сила полагает-
ся в практических занятиях по
уходу за больными и прочих
видах благотворения, мало со-
знавая истину учения Христа
Спасителя о недугах греховных
как причинах недугов телесных
и всякого страдания и зла. По
этой же причине забыт и путь
истинных врачей в подвигах
святых целителей и истинных
сестёр милосердия, явленный в
диаконисском служении».
Из этих строк отчёта за
1910 год ясно, что Елизавета
Фёдоровна видела деятельность
сестёр обители как восстанов-
ление церковного служения
женщин-диаконисс в Право-
славной Церкви. Таким обра-
зом, миссия обители явно вы-
ходила за рамки, установленные
Красным Крестом.
С началом Первой миро-
вой войны огромный труд по
организации помощи раненым
оказался бесценным. Военно-
медицинская служба русской
армии не справлялась с огром-
ным потоком раненых. Не хва-
тало кадров, имущества, лечеб-
ных учреждений. И Российск-
ое общество Красного Креста
фактически организовало па-
раллельное медицинское об-
служивание раненых и боль-
ных на фронте и в тылу. Как и в
годы Русско-японской войны,
началась массовая подготовка
сестёр милосердия на кратко-
срочных двухмесячных курсах.
Если к 1912 году в общинах
было 3442 сестры милосер-
дия, то в 1914 году под эгидой
Красного Креста уже активно
действовало 150 школ, в кото-
рых было подготовлено 10 ты-
сяч сестёр милосердия. За годы
войны они спасли сотни тысяч
жизней, а многие сами стали её
жертвами.
Литература и источники
1. Августейшие сестры милосердия.
М., 2008.
2.
Волошун А.
Блаженны милостивые.
Благотворительная деятельность свя-
той Великой княгини Елизаветы Федо-
ровны. М, 2010.
3.
Козловцева Е. Н.
Московские общи-
ны сестёр милосердия в XIX – начале
XX века. М., 2010.
4.
Кучмаева И. К.
Когда жизнь истин-
ствует… Культура благотворения Вели-
кой княгини Елисаветы Феодоровны.
М., 2008.
5.
Ольденбург С.
Царствование Нико-
лая II. М., 2003.
6. Отчёт состоявшей при Особом ко-
митете Её Императорского Высочества
Великой княгини Елизаветы Фёдоров-
ны исполнительной комиссии по бес-
платному размещению больных и ра-
неных воинов, эвакуированных с Даль-
него Востока в Русско-японскую войну.
14 июня 1904 года – 1 апреля 1906 года.
М., 1907.
7. Письма преподобномученицы Ве-
ликой княгини Елизаветы Феодоровны.
М., 2011.
8. Подвижники Марфо-Мариинской
обители милосердия. М., 2007.
9. Российский Красный Крест – ли-
стая страницы истории. М., 2012.
10. Российское общество Красного Кре-
ста. Исторический обзор деятельности.
СПб., 1902.
11.
Священномученик Сергий Махаев.
Подвижницы милосердия: о подвиге
русских сестёр милосердия. М., 2007.
Марфо-Мариинская обитель.
1910-е годы
Император Николай II посещает Марфо-Мариинскую обитель
милосердия.
1910-е годы
Свидетельство сестры милосердия
времён Первой мировой войны
51
Русская история
2
2014
Российский Красный Крест