2013 2 ?onneay enoi?ey
65
Eiicaiou a Aaeeeii Iiaai?iaa
вах». Самым известным храмом
был Софийский собор, «велико-
лепие которогопоражает» ив ко-
тором «есть на что посмотреть».
Однойиз главных достопримеча-
тельностей Новгорода считался
также Антониев монастырь.
Во второй половине сто-
летия иностранцы уделяли всё
больше внимания памятникам
новгородской архитектуры и
живописи. Несмотря на то что
русская культура воспринима-
лась ими через призму собствен-
ных ценностей, они начинали
понимать их подлинную красоту
и значение. Так, шведский жур-
налист, писатель и переводчик
Вальдемар Ланглет, побывав-
ший в Новгороде в 1898 году, пи-
сал: «Я обратил свой присталь-
ный интерес на изучение свое-
образных старинных церквей
этого древнего города с богатым
прошлым. В одной из этих церк-
вей под названиемСпас на Нере-
дице хорошо сохранились фре-
ски, которые считаются самыми
древними из произведений хри-
стианского искусства во всей Ев-
ропе. Другие церкви весьма ин-
тересны как образцы различных
направлений церковной архи-
тектуры, представляющие путь
развития русского церковного
искусства от его возникновения.
Некоторые из них имеют уни-
кальную ценность для истории
искусства, как, например, по-
строенный греческими мастера-
ми Софийский собор».
Внешнийвид города, егоар-
хитектуру иностранцы, как пра-
вило, оценивали довольно кри-
тически. Они видели здесь глав-
ным образом безлюдные «нека-
зистые улочки», «убогие хижи-
ны», «грязные полуразваливши-
еся мелкие лавчонки», «старин-
ные развалины, теряющиеся
среди окрестных равнин». Одна-
ко из этого правила были исклю-
чения. Так, французский матема-
тик Абель Буржуа увидел в Нов-
городе «много улиц, застроен-
ных кирпичными и очень краси-
выми домами», приятно удивил-
ся «красоте архитектуры». Нем-
ка Амалия фон Лиман нашла,
что Новгород «порядочно ве-
лик, хорошо построен, превос-
ходно расположен».
Новгород, где всегда было
много паломников и путеше-
ственников, изобиловал «трак-
тирами, гостиницами и посто-
ялыми дворами». Один из рус-
ских путешественников писал:
«Во время пребывания нашего
в Новгороде мы жили в гостини-
це Березина, на Знаменской ули-
це. Признаюсь, подобная гости-
ница была бы в числе первых и в
Петербурге».
Новгородские гостиницы
производили довольно непло-
хое впечатление и на иностран-
цев. «По дороге от Москвы к Пе-
тербургу есть две довольно снос-
ные гостиницы, одна – в Твери,
другая – в Новгороде», – отме-
тил в 1775 году французский ди-
пломат Мари Даниель де Кор-
берон. В 1778 году Уильям Кокс
и его спутники останавлива-
лись в Новгороде в небольшой,
но хорошо обставленной гости-
нице «с кроватями, что состав-
ляет в России необычайную ро-
скошь, которую с трудом мож-
но найти даже Москве». В 1799
году голландец Йохан Меерман
отметил, что «в Новгороде есть
довольно хорошая гостиница».
В октябре 1808 года англичанка
Марта Вильмот записала в сво-
ём дневнике: «Обедали в Нов-
городе в очень приятной гости-
нице, стены которой украше-
ны превосходными английски-
ми гравюрами. Ни одна гости-
ница в России, на мой взгляд, не
может сравниться с этой в удоб-
стве». Даже Астольф де Кюстин,
которому многое в России при-
шлось не по душе, так писал о го-
стинице при почтовом дворе: «Я
пишу вам из дома, который изя-
ществом своим разительно от-
личается от унылых домишек в
окрестных деревнях; это разом
почтовая станция и трактир, и
здесь почти чисто. Дом похож
на жилище какого-нибудь зажи-
точного помещика, подобные
станции, хотя и менее ухожен-
ные, чем в Померании, построе-
ны вдоль всей дороги».
Большой проблемой для
иностранных
путешественни-
ков были российские дороги.
Французская художница Элиза-
бет Виже-Лебрен, направляв-
шаяся из Петербурга в Москву в
1800 году, писала: «Проехать по
сему тракту даже в сильные хо-