2013 2 ?onneay enoi?ey
39
обратную дорогу. При таком экс-
курсионном режиме влияние ту-
ризма на экономику малых исто-
рических городов было крайне
незначительным. Фактически
их доходы составляли входная
плата в музеи, съеденный обед и
кое-какая купленная сувенирная
продукция.
Был ещё один фактор,
который не давал возможно-
сти грамотно строить продол-
жительный маршрут, а имен-
но – однообразие туристско-
го предложения. И в Суздале, и
во Владимире, и в Ростове, и в
Переславле-Залесском в основ-
ном демонстрировались памят-
ники древнерусского зодчества.
Это было интересно специали-
стам – архитекторам и истори-
кам или студентам, но массовый
потребитель постепенно терял
интерес.
Золотое кольцо являлось
новой, почти гениальной идеей,
но её воплощение не было ни та-
лантливым, ни удачным. В ещё
большей степени оказалось фик-
тивным Северное ожерелье, от
него осталась только серия знач-
ков с гербами исторических го-
родов, но как такового кругово-
го туристского маршрута по Рус-
скому Северу на практике не су-
ществовало.
Кризис
туристической
отрасли, связанный с общей
социально-экономической ситу-
ацией в стране в начале 1990-х
годов, проявился в падении
спроса на экскурсии по стране и
в резком снижении общего объ-
ёма услуг. Однако уже первые
шаги в направлении экономиче-
ской стабилизации сказались и
на росте запросов на туристские
поездки.
Золотое кольцо было и
остаётся наиболее популяр-
ным маршрутом для россий-
ских и зарубежных туристов,
поэтому были приняты реше-
ния о разработке новых проек-
тов его развития. Подчеркну,
что речь опять идёт о привыч-
ном северо-восточном сегмен-
те с выделением тех же исто-
рических мест, что и в период
1960–1980-х годов. Данная стра-
тегия не совсем верна.
В связи с открытием мно-
гих городов и регионов для
иностранцев, а также с улучше-
нием дорожной сети появля-
ется возможность создать ре-
альное Золотое кольцо вокруг
Москвы, которое включило бы
все соседние области и позво-
лило объединить богатейший
потенциал этих регионов для
развития крупнейшего турист-
ского узла России. В современ-
ных условиях возрождать Зо-
лотое кольцо нужно по-новому,
вовлекая все имеющиеся ресур-
сы и формируя разнообразный
туристский маршрут на базе го-
родов и мест исторического
центра Российского государ-
ства. Внешняя граница прохо-
дит по следующим населённым
пунктам: Суздаль – Владимир –
Вязники – Гороховец – Муром
(Владимирская область) – Ка-
симов – Спас-Клепики – Ря-
зань – Михайлов (Рязанская
область) – Богородицк – Тула –
Крапивна – Одоев – Белев
(Тульская область) – Козельск –
Перемышль – Калуга (Калуж-
ская область) – Вязьма (Смо-
ленская область) – Ржев – Ста-
рица – Торжок – Тверь – Ка-
шин – Калязин (Тверская об-
ласть) – Углич – Рыбинск – Ту-
?aaeee e aicii?iinoe