2013 2 ?onneay enoi?ey
15
?aaaoaee noa?eiu
Очень важно путешество-
вать по России. Одно дело – про-
читать про Марфу Борецкую, а
совсем другое – побывать в её
родных местах. Почему вещи
старые важны? Они создают
зрительный ряд того, что можно
прочесть в литературе, и иногда
способны развернуть твоё мне-
ние силой художественного воз-
действия. Есть палка-копалка,
а есть скипетр Романовых, и
между ними огромная цепь со-
бытий и огромная художествен-
ная жизнь народа.
Есть иконопись времён
Ивана Грозного. Сколько раз я
слышал в советское время, что
это была тёмная эпоха, даже ико-
ны стали тёмные. На самом деле
в Стоглаве было требование сле-
довать буквально иконамАндрея
Рублёва и Дионисия, которым
во времена Грозного было боль-
ше ста лет, а ведь за 50 лет ико-
на темнеет. И делали по требо-
ванию царя копии, копировали
тёмные краски. Никакого жела-
ния нагнать черноты не было.
Ярлык навесить проще, чем по-
нять. Про Распутина говорят,
что он обманул царскую семью,
но он каялся, – это была неод-
нозначная личность. Я не распу-
тинец, но думаю, что его роль в
истории была гораздо сложнее.
Корр.: Поделитесь секре-
том, как Вы воспитываете мо-
лодых художников, как приви-
ваете им любовь к истории?
И. И. Глазунов:
Я рабо-
таю со студентами, которые во
многом «без царя в голове». Они
напичканы информацией из Ин-
тернета и телевидения, но недо-
понимают, где живут. Надо уметь
ценить то место, где ты живешь,
понимать, какая в этом есть сила,
красота, какая мощь всей этой
истории, которая до тебя была.
Внутренний туризм от этого за-
висит, потому что это оценка
своей страны, это радость за неё
и осознание себя её частью.
Я долго искал эликсиры
прививки культуры. Понял: что-
бы повлиять, надо взять челове-
ка в Ростов Великий, где мои сту-
денты проходят практику, – вес-
на, лето, ласточки, купола, запах
скошенной травы. Человек спо-
коен – он на Родине. Потом по-
ехать с ними в Ярославль, посмо-
треть фрески церкви Ильи Про-
рока. Там можно обомлеть – гам-
ма цветов, немыслимо красиво.
Посетить золотую кладовую –
ярославскую выставку из риз-
ниц. И там за Россию не обид-
но – какая бездна вкуса, школы!
Вот вам и эликсир. Это чувство
Родины и есть. Без этого нельзя
в России жить.
Надо вовремя предложить
студенту книгу, чтобы он летним
жарким вечером после этюдов
почитал. О князе Васильке, по-
гибшем в Орде, о знаменитом
доме о 360 окнах на озере Неро,
о том, как Иван III выкупил Ро-
стов, о том, что «у пяти ростов-
ских князей один воин». Если
ты генетически связан с местом,
то не можешь этого не оценить.
Несмотря на всех Человеков-
пауков, детям надо вдалбливать,
прививать культуру, она потом
«выстрелит».
Исторические художники
должны понимать, что история
есть и сейчас, была и вчера, и
сто лет, и тысячу лет назад. Не-
которые художники прячутся
за красоту быта, антуража. Ко-
нечно, картина с боярами – она
льётся как песня: ткани краси-
вые, стены, добавить историче-
ской пафосности – и готово. Но
надо отвечать на вызовы сегод-
няшнего дня и понимать этот
Ростов, почему он сейчас важен,
а то одни сувениры останутся.
Увлечение стариной и историей
для художника обязательно, но
через это надо учиться отвечать
и на сегодняшние вопросы.
Беседовала к. и. н. Л. А. Антонова
В материале представлены картины
И. И. Глазунова
В кругу семьи