?onneay enoi?ey 2 2013
14
Корр.: В одном из интер-
вью Вы сказали, что програм-
ма изучения истории в школах
непостижима. Не могли бы Вы
прокомментировать это?
И. И. Глазунов:
История
должна зажигать в душах детей
образы для подражания и лю-
бовь к Отечеству. Проблема в
том, что современного ребен-
ка трудно вдохновить богатыря-
ми, поскольку спецэффекты всё
перебивают. Учебника истории
единого нет, и ещё актуален со-
ветский учебник, которыйне так
страшен, если марксизм убрать.
Я своему сыну читаю исто-
рию А. Д. Нечволодова 1909
года. По ней цесаревич Алексей
историю учил. Учебник написан
для юношества, хорошим язы-
ком. Там могут быть спорные мо-
менты, но книга подготовлена
с большой любовью, по основ-
ным историческим вехам. Она
не обидна ни для мусульманина,
ни для буддиста. Но, разумеется,
А. Д. Нечволодов – русский исто-
рик и описал деяния русских
князей с точки зрения христи-
анской жизни. Как говорил отец
И. А. Бунина: «Я не червонец,
чтобы всем нравиться». У нас
многонациональная страна, и
все народы участвовали в со-
зидании и разрушении. Нельзя
написать учебник русской исто-
рии, понятный абсолютно всем.
Но необходимо, чтобы в стране
была единая линия в изучении
истории, и нужны такие же
учебники. Обидно, что иногда
историютрактуют произвольно.
Группа людей решила, напри-
мер, что Куликовской битвы не
было. Надо уметь на это возраз-
ить, может быть, должен быть
законодательный пункт для про-
тиводействия таким фактам.
Корр.: С1997 годаВыруко-
водите мастерской историче-
ской живописи в Российской
академии живописи ваяния и
зодчества. У Вас есть любимый
герой российской истории?
И. И. Глазунов:
Это слож-
но, одного героя нет. У нас
огромная страна и многослож-
ная история. Есть абсолютно
понятные светлые герои: Дми-
трий Донской, Александр Нев-
ский, Михаил Фёдорович Рома-
нов. Их ничто не затемняет. Их
надо с уважением подавать – не
так, как в советское время или
как иногда преподносят в либе-
ральной прессе, где издеваются
и порой пишут, что вообще не
было такого исторического пер-
сонажа. Ещё дореволюционные
историки начали такое глумле-
ние над некоторыми деятелями.
Поэтому историю надо любить,
читать, раскапывать новые ма-
териалы. Вот, например, был
юбилейный год А. В. Суворова.
Какой пример для юношества!
Ноонпрошёл очень незаметнои
скромно. Можно было бы напи-
сатьпро егоюные годы, заразить
юношество. А если всё оплевать,
осмеять, то ребёнок никогда не
откроет книжку про богатырей.
Ia?ac iiia?a
1. В каргопольском костюме
2. Великая княгиня Евдокия в подтверждение
своей благочестивой жизни открывает своё
измождённое тело
3. Семейный портрет
1 2 3