2013 2 ?onneay enoi?ey
111
зраками, которые чаще всего ин-
терпретируются рассказчиками
как знаки сильных изменений в
судьбе, порой смерти. Е. Ф. Ан-
дреева даже указывала на мест-
ное «плохое место», где водятся
призраки. Люди обходят его сто-
роной.
Самой страшной в Приан-
гурье считается Белая ведьма,
рассказы о которой участни-
ки экспедиции слышали не од-
нажды.
Много историй связыва-
ют с русалками, душами утонув-
ших девушек. Иногда их описы-
вают красивыми или, наоборот,
страшнымии волосатыми. Чаще
всего они сидят на камне посре-
ди реки и расчёсывают волосы,
и если кто-нибудь отберёт у них
расчёску – жизни этому человеку
они не дадут.
Сравнение собранного экс-
педицией материала с текстами,
опубликованными у Зиновьева
и Логиновского, выявляет но-
вые сюжеты: о Полозе, вестни-
ках судьбы, бурятском божестве.
Появились и новые персонажи
в мифологических рассказах –
инопланетяне.
Былички – один из самых
активно бытующих жанров ми-
фологии в Приаргунье, в них от-
ражаются быт и культура просто-
го народа, специфические реги-
ональные особенности и един-
ство мифологических представ-
лений нашей большой страны.
Литература и источники
1.
Зиновьев В. П.
Мифологические рассказы
русского населения Восточной Сибири.
Новосибирск, 1987.
2.
Логиновский К. Д.
Материалы к
этнографии забайкальских казаков //
Записки общества изучения Амурского
края – Владивосток, 1904. Т. 9. Вып. 1.
3.
Логиновский К. Д.
О быте казаков
Восточного Забайкалья //Живая старина.
СПб., 1902. Вып. 2.
4.
Логиновский К. Д.
Путевые наброски
из поездки по караулам южных степей
Забайкалья //Приамурские ведомости.
1895. №65, 66.
5.
Логиновский К. Д.
Свадебные песни
и обычаи казаков Восточного Забайкалья
// Записки Приамурского отделения
РГО. Хабаровск, 1899. Т. 5. Вып. 2.
Ieoieiaey I?ea?aoiuy