Журнал "Русская история". Жемчужины России (№2 2013 г.) - page 110

2013 2 ?onneay enoi?ey
109
и мнёт траву. Рассказчица опи-
сывала Полоза пёстрым, с длин-
ным хвостом и огромной голо-
вой. Пройдясь по Приаргунью,
он уходит туда, где живёт, – в Ар-
гунь. Его подданные, змеи боль-
шие и малые, собираются везде,
где есть большие ямы, там они
сматываются в клубки и так зи-
муют. Где-то среди них – иПолоз.
Интересные былички в
Горбуновке были записаны и
об обычных змеях. Н. Г. Орло-
ва рассказывала, что в полново-
дные годы змеи, спасаясь от раз-
ливающейся Аргуни, заползали
в человеческие жилища, лезли
в тёплые места и даже в посте-
ли. Изредка могли заползать и в
рот спящему человеку. Поведала
Н. Г. Орлова и такую историю.
Поехали однажды на дальний
покос муж с женой. Муж ушёл
косить, а его молодая жена оста-
лась спать в балагане. Во время
сна к ней в рот заползла змея.
Рассказчица назвала даже реаль-
ное место, где это случилось: «на
Яшме, у Колоброда». Муж успел
заметить только хвост заполза-
ющей змеи. Вместе с тестем он
запряг лошадь и повёз жену до-
мой. Там затопили баню и уло-
жили женщину повыше на по-
лати, а внизу поставили таз. От
жара змея выползла, её поймали
и убили. Она выползла вся жёл-
тая, очистив внутренности жен-
щины, «унесла с собой какую-то
болезнь». Ещё в Горбуновке бы-
тует поэтическое поверье о том,
почему вокруг горы зимой стоит
туман: якобы происходит это от-
того, что на зиму змеи собирают-
ся под местной горойи «дышат».
Истории о духах-хозяевах –
домовом, полевом, лесном, водя-
ном – исследователям встреча-
лись в сёлах Горбуновка и Зоргол
очень часто. Любимейший пер-
сонаж былички – домовой. Да и
вообще о нём знают почти в каж-
дом доме, куда заходили участни-
ки экспедиции. Домовой, или су-
седушка, участвует в наиболее
важных событиях дома и его
обитателей. А. А. Жасан из села
Зоргол рассказывала о поверье,
согласно которому нужно обяза-
тельно просить у него разреше-
ния въехать в новый дом; а если
переезжаешь, нельзя забывать
его в старом: «Не попросишься –
он будет стучать, на столе череп-
ки бить, есть просить». Е. А. Вер-
хотурова из села Горбуновка до-
полняла, что при входе в новое
жилище следует сказать ритуаль-
нуюфразу: «Господин хозяин, за-
пусти нас в дом, не ночь ноче-
вать, а век вековать». В против-
ном случае домовой будет прока-
зить и устраивать хозяевам раз-
ные каверзы. Домовому также
оставляют под кроватью молоко
или кусочек хлеба, чтобы он не
докучал.
От З. Ефимовой участни-
ки экспедиции услышали такую
историю: «Жили мы в Иле, в
Агинском округе, как-то муж уе-
хал в командировку, а я осталась
с двумя детьми одна. Ночью мы
обычно со светом спали, но од-
нажды под утро я свет выключи-
ла и вдруг слышу, кровать скрип-
нула, будто кто-то идёт. Подо-
шёл, меня за руку взял и начал
признаваться в любви. Я испуга-
лась, лежу с закрытыми глазами
и вспоминаю, как меня бабушка
учила: «Хозяин, домовой, пусти
меня не ночь ночевать, а век ве-
ковать!» Так три раза сказала, и
после этого он ушёл».
С лешим, или лесным, тоже
связано множество поверий и
историй. Блуждания в лесу жи-
тельница Горбуновки Е. А. Вер-
хотурова связывала именно с ле-
шим, даже если его нигде не вид-
но или он прячется: «Иногда он
предстаёт в облике близкого че-
ловека и может завести в про-
пасть, пугать или просто “во-
дить”. У нас одна женщина блу-
дила. По ягоду пошли, и она за-
блудилась в лесу, всюночь немог-
ла дороги найти, словно уводи-
ло её что-то. Ей удалось выйти к
знакомымместам уже утром, ког-
да взошло солнце, и то благода-
ря молитве».
О водяном историй гораз-
до меньше, с ним люди знако-
мы понаслышке и не знают, как
он выглядит. А. А. Жасан из села
Зоргол рассказывала, что он по-
хож на домового, только живёт
в воде.
Бытуют истории об ого-
родном духе, или пугале, кото-
рого в селе Зоргол называют
полудница-булудушка. Его функ-
ция – отпугивать воров и шалов-
ливых детей, но никто из ин-
тервьюеров не смог описать его
Ieoieiaey I?ea?aoiuy
Сибирские шаман
и шаманка
1...,100,101,102,103,104,105,106,107,108,109 111,112,113
Powered by FlippingBook