?onneay enoi?ey 2 2013
110
внешность. Т. К. Губина вспоми-
нала, как в детстве родители пу-
гали им детей, чтобы не ходили
в огород, не обрывали овощей:
«Там сидит булудушка, не ходи
туда!».
В этом же селе участни-
ки экспедиции встретили лю-
бопытное поверье о бурятских
божках. А. А. Жасан рассказы-
вала, что среди русского насе-
ления существуют строгие табу,
связанные с божествами и духа-
ми соседних народов. Так, нель-
зя подходить к местам поклоне-
ния бурятским богам, ничего
оттуда брать, даже касаться изо-
бражения божества или духа:
«Однажды мы на лесозаготовке
были. И вот видим, в стороне
от дороги стоят три сосны, все
увешанные пёстрыми, красны-
ми тряпочками. Знающие люди
сказали, что там – бурятский
бог и подходить русскому чело-
веку к этому месту нельзя. Но
мы молодые были, бесстраш-
ные. Подошли поближе – ви-
дим деревянный истукан под
деревом стоит, а рядом – стака-
ны, кружки и прочее. Один из
наших ребят хотел взять фигур-
ку в руки, но его мужики постар-
ше остановили. Если там возь-
мёшь что-нибудь, потом найдут
хоть из-под земли и отомстят».
В селе Ишага К. М. Чащи-
на поведала участникам экспе-
диции уникальную историю о
двух голубях, которые предска-
зали судьбу родившемуся ребён-
ку. Подобную быличку записал в
своё время и В. П. Зиновьев: «В
те времена машин ещё не было,
люди пешком ходили на далё-
кие расстояния, останавлива-
лись в деревнях на ночлег. Один
мужик попросился переноче-
вать в дом к мужу с женой. Жена
на сносях была, и потому хозя-
ин сначала не хотел чужого че-
ловека принимать, однако пут-
ник его упросил. Среди ночи у
женщины начались роды. К ко-
лыбели новорождённого при-
летели два голубя, и путник с
полатей их увидел. Начали пти-
цы спорить друг с другом о судь-
бе ребёнка. Один хотел дать ему
долгую жизнь, а другой – всего
пять лет. Решили они, что ре-
бёнок проживёт пять лет и в
колодце утонет. Путник этот
утром родителям наказал коло-
дец закрыть. Однако через пять
лет ребёнок подошёл к колодцу
и возле него умер».
Повсеместно распростра-
нены былички о недобрых лю-
дях – колдунах, ведьмах, кото-
рые наводят порчу. Они встре-
чались исследователям в сё-
лах Нерзавод, Горбуновка, Ар-
гунск. С большим опасением
рассказывали о хомутниках и
хомутах – особого вида порче.
Колдовство у жителей Приан-
гурья – дело почти обиходное.
При этом наказания или побои
колдунов – случаи единичные,
поскольку их трудно обнару-
жить и поймать за руку на месте
преступления. Кроме того, кол-
дунов боятся.
Е. А. Верхотурова из села
Горбуновка рассказывала иссле-
дователям, что на растущую луну
хомутники наговаривают щепки
и бросают их на улице. «Идёшь
мимо, а она скачет». Заденет че-
ловек такую щепочку и начина-
ет сильно болеть. Так ведьмы на-
брасывают на людей хомут, от-
сюда – хомутники.
К. К. Верхотуров из села
Нерзавод поведал, как однаж-
ды его брат играл на улице с до-
черью ведьмы-хомутницы. Дети
что-то не поделили, и мальчик
ударил девочку. Она заплакала и
побежала жаловаться к матери,
которая пришла и со злобой по-
обещала обидчику: «Я тебя изве-
ду, помнить будешь».
Смерть ведьмы – мучитель-
ная и страшная. Часто колдун
долго не может умереть, и тогда
разбирают конёк у крыши, что-
бы душа могла выйти из тела.
ВселеАргунск ходят расска-
зыо встречах с умершими, с при-
Eiieo?niua ?aaiou
Колдунья.
М. П. Клодт
Бурятская маска покровителя рода