?onneay enoi?ey 2 2013
108
Eiieo?niua ?aaiou
Е. А. Еркина,
nooaaioea ?inneeneiai ainoaa?noaaiiiai
aoiaieoa?iiai oieaa?neoaoa;
IV ianoi a iiieiaoee «?onneia e?aaaaaaiea»
a eiieo?na «Ianeaaea i?aaeia – iieiaui. 2009»
?aaioa ioaeeeoaony
a ?o?iaeuiii aa?eaioa
Ieoieiaey I?ea?aoiuy
Новолуние. Заклинание
.
Н. К. Рерих
В
В 2008 году состоялась этно-
графическая экспедиция в Нер-
заводской и Приаргунский рай-
оны Забайкальского края. Её
основной целью был сбор ин-
формации о мифологии наро-
дов, населяющих этот край. В сё-
лах Ишага, Аргунск, Дамасово,
Зоргол, Нерзавод участники экс-
педиции встречались с жителя-
ми и записывали на диктофон
их рассказы о мифологических
существах.
Впервые подобная экспеди-
циябылапредпринятавXIXвеке
К. Д. Логиновским. Кроме того,
В. П. Зиновьев на протяжении
многих лет целенаправленно за-
нимался исследованием жанра
современной былички, резуль-
таты его трудов опубликованы в
книге «Мифологические расска-
зы русского населения Восточ-
ной Сибири». Он был убеждён,
что эти рассказы – «интересный
факт поэтического осмысления
жизни… в них растворён бога-
тейший нравственно-этический,
педагогический и художествен-
ный опыт» народа (1, с. 14).
В архиве В. П. Зиновьева
сейчас хранятся более 1800 тек-
стов быличек и бывальщин, за-
писанных в 1966–1980 годах во
время экспедиций и фольклор-
ных практик со студентами Ир-
кутского государственного уни-
верситета и Педагогического
института в различных райо-
нах Читинской области и в селе
Аталанка Усть-Удинского района
Иркутской области.
В этом удалённом от центра
регионе ещё живы давно забы-
тые представления, здесь спле-
таются верования русского на-
рода с местнымязычеством –ша-
манизмом, а также буддизмом, и
соседствуют друг с другом безо
всякой вражды. Люди с одинако-
вым доверием обращаются и к
православным попам, и к ламам,
и к шаманам, и к знахарям.
В селе Горбуновка множе-
ство поверий связано со змея-
ми. Существуют рассказы о По-
лозе – царе змей, самом круп-
ном и страшном. Этот необыч-
ный образ не имеет паралле-
лей в мифологии других обла-
стей, поскольку в Приаргунье
его представляют как летающее
существо. Н. Г. Орлова поведала
участникам экспедиции о змее,
который упал с неба прямо на
лошадь, как бревно. Она утверж-
дала, что именно змеи – причи-
на загадочных кругов на полях:
якобы огромный полоз ползёт