Журнал "Русская история". №1-2 2008 г. - page 22

1
Образ номера
внутри пустоту, «кукла» становится чем-то
вроде термоса или матрешки. Ее опускают
в литейную яму тщательно трамбуют, заты­
кают отверстия, кроме одного, сквозь кото­
рое заливают в обращавшуюся пустоту струю
расплавленной бронзы. Выдержав время,
изваяние вытаскивают из ямы, как морковку
из грядки, осторожно скалывают верхний
слой глины, обнажая иссиня-черную брон­
зовую статую. Затем разрушают и удаляют
изнутри гипсовую форму, и фигура стано­
вится полой и гулкой.
Но с ней предстоит еще много повозиться.
Надо отполировать ее, заделать швы, снять
потеки и заусенцы, сделать чеканку- и пос­
тепенно черный истукан превращается в
произведение искусства, проступают свой ­
ства благородной бронзы, игра бликов и
теней, передающая трепетную осязаемость
человеческого тела. И в завершение статую
покрывают специальной смесью, придавая
голубовато-беленый опенок- патину, высоко
ценимую знатоками. Когда фигуры были
готовы, приступили к отливке шара-державы,
пекрытого крестообразным орнаментом, с
надписью по окружности «Совершившемуся
тысячелетию Российского государства в бла­
гополучное царствование императора Алек­
сандра
11
лета
1862».
Изготовили крест по
оригинальному рисунку архитектора Виктора
Гартмана, друга Микешина. Отлили ажурную
решетку и шесть фонарей с канделябрами
по рисунку профессора Боссэ.
Медь использовалась лучшего качества.
Ее привозили в слитках с Монетного двора,
где переплавлялась медная монета, тяжелые
зеленоватые пятаки, бессчетно прошедшие
через заскорузлые руки простонародья.
И памятник словно вобрал в себя и их тру­
довой пот, и надежды, и беды
...
1
июля
1862
года фабрику Плинке и
Никольса посетил царь. Фабриканты могли
с чистой совестью предъявить готовый заказ.
Все было сделано точно к сроку с изумитель­
но высоким качеством. Как на параде, стояли
выставленные для осмотра статуи государей,
военачальников, митрополитов, композито­
ров , ангела и гения, а напротив, сложив на
20
1
Русская история
11- 212 008
кожаных передниках тяжелые руки, стояли
те, кто создавал это чудо в аду литейки, в
жаре и грохоте, в блеске трепетных огней,
дыша ядовитыми испарениями, с надсадой
ворочая тяжкий ковш с расплавленным
металлом, иногда выбегая на воздух, чтобы
отдышаться и охолодить пригершней снега
раскаленное лицо. Имен этих людей мы уже
не узнаем, имя у них у всех одно- русские
мастера .
Пока в Петербурге отливали статуи, в сотне
верст от столицы на Сердебольских камено­
ломнях на берегу Ладожского озера шла
другая, не менее трудная работа. Серый
сердобольский гранит, известный своими
превосходными качествами, был предназна­
чен для облицовочных плит цоколя. Гранит
этот хорошо поддавался полировке, стойко
противостоял атмосферным воздействиям
и прекрасно гармонировал с темной бронзой
изваяний.
Памятнику повезло. Артель камнедобыт­
чиков сразу наткнулась на гранитную жилу
доселе невиданной мощности, как раз по
высоте плиты, точно по заказу. Счистили
землю, прочертили по шаблону форму бу­
дущей плиты, протесали кирками дорожки.
По особым приметам: по звуку, по инею
после заморозков отыскали порыни- неза­
метные глазу трещины, заполненные более
слабой породой. Сделали в порынях отвер­
стия, скупо, экономя казенный порах, точ­
ными зарядами отрывали плиту от массива,
раскачивали вагами, окованными железом,
сдвигая по миллиметру, а оторвав, волоком
тащили к месту погрузки. Везли гранитные
глыбы водой, на баржах, через бурную
Ладогу. На волховских порогах баржи при­
шлось разгружать из-за низкой посадки.
Согнав окрестных мужиков, волокли по
берегу глыбы
-
каждая весом в тридцать
тонн, снова грузили на баржи и снова плыли,
пока не показапись вдалеке купола Софии.
Новгород был определен местом для
памятника Тысячелетию России почти без
дискуссий. Сложнее было выбрать место в
самом городе. Новгородцы предложили три
площадки. Одна - в центре кремля напротив
1...,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21 23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,...164
Powered by FlippingBook