1
Образ номера
внутри пустоту, «кукла» становится чем-то
вроде термоса или матрешки. Ее опускают
в литейную яму тщательно трамбуют, заты
кают отверстия, кроме одного, сквозь кото
рое заливают в обращавшуюся пустоту струю
расплавленной бронзы. Выдержав время,
изваяние вытаскивают из ямы, как морковку
из грядки, осторожно скалывают верхний
слой глины, обнажая иссиня-черную брон
зовую статую. Затем разрушают и удаляют
изнутри гипсовую форму, и фигура стано
вится полой и гулкой.
Но с ней предстоит еще много повозиться.
Надо отполировать ее, заделать швы, снять
потеки и заусенцы, сделать чеканку- и пос
тепенно черный истукан превращается в
произведение искусства, проступают свой
ства благородной бронзы, игра бликов и
теней, передающая трепетную осязаемость
человеческого тела. И в завершение статую
покрывают специальной смесью, придавая
голубовато-беленый опенок- патину, высоко
ценимую знатоками. Когда фигуры были
готовы, приступили к отливке шара-державы,
пекрытого крестообразным орнаментом, с
надписью по окружности «Совершившемуся
тысячелетию Российского государства в бла
гополучное царствование императора Алек
сандра
11
лета
1862».
Изготовили крест по
оригинальному рисунку архитектора Виктора
Гартмана, друга Микешина. Отлили ажурную
решетку и шесть фонарей с канделябрами
по рисунку профессора Боссэ.
Медь использовалась лучшего качества.
Ее привозили в слитках с Монетного двора,
где переплавлялась медная монета, тяжелые
зеленоватые пятаки, бессчетно прошедшие
через заскорузлые руки простонародья.
И памятник словно вобрал в себя и их тру
довой пот, и надежды, и беды
...
1
июля
1862
года фабрику Плинке и
Никольса посетил царь. Фабриканты могли
с чистой совестью предъявить готовый заказ.
Все было сделано точно к сроку с изумитель
но высоким качеством. Как на параде, стояли
выставленные для осмотра статуи государей,
военачальников, митрополитов, композито
ров , ангела и гения, а напротив, сложив на
20
1
Русская история
11- 212 008
кожаных передниках тяжелые руки, стояли
те, кто создавал это чудо в аду литейки, в
жаре и грохоте, в блеске трепетных огней,
дыша ядовитыми испарениями, с надсадой
ворочая тяжкий ковш с расплавленным
металлом, иногда выбегая на воздух, чтобы
отдышаться и охолодить пригершней снега
раскаленное лицо. Имен этих людей мы уже
не узнаем, имя у них у всех одно- русские
мастера .
Пока в Петербурге отливали статуи, в сотне
верст от столицы на Сердебольских камено
ломнях на берегу Ладожского озера шла
другая, не менее трудная работа. Серый
сердобольский гранит, известный своими
превосходными качествами, был предназна
чен для облицовочных плит цоколя. Гранит
этот хорошо поддавался полировке, стойко
противостоял атмосферным воздействиям
и прекрасно гармонировал с темной бронзой
изваяний.
Памятнику повезло. Артель камнедобыт
чиков сразу наткнулась на гранитную жилу
доселе невиданной мощности, как раз по
высоте плиты, точно по заказу. Счистили
землю, прочертили по шаблону форму бу
дущей плиты, протесали кирками дорожки.
По особым приметам: по звуку, по инею
после заморозков отыскали порыни- неза
метные глазу трещины, заполненные более
слабой породой. Сделали в порынях отвер
стия, скупо, экономя казенный порах, точ
ными зарядами отрывали плиту от массива,
раскачивали вагами, окованными железом,
сдвигая по миллиметру, а оторвав, волоком
тащили к месту погрузки. Везли гранитные
глыбы водой, на баржах, через бурную
Ладогу. На волховских порогах баржи при
шлось разгружать из-за низкой посадки.
Согнав окрестных мужиков, волокли по
берегу глыбы
-
каждая весом в тридцать
тонн, снова грузили на баржи и снова плыли,
пока не показапись вдалеке купола Софии.
Новгород был определен местом для
памятника Тысячелетию России почти без
дискуссий. Сложнее было выбрать место в
самом городе. Новгородцы предложили три
площадки. Одна - в центре кремля напротив