Генеральный регламентГенеральный регламент или устав государственной гражданской службы был учреждён по указу императора Петра I. Полное название этого нормативного акта звучит следующим образом: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Характерно, что за основу Генерального регламента был взят шведский устав. Использование зарубежного опыта в этом вопросе неслучайно. Законодательство Швеции в начале XVIII столетия было одним из передовых в Европе. Ещё в 1718 году Петр I велел произвести сверку положений шведского регламента с русскими нормами и представить в Правительствующий Сенат отчёты. По итогам кропотливой работы был издан документ, состоявший из введения, 56 глав, а также приложения с толкованием иностранных слов.

Следует отметить, что с утверждением Генерального регламента были образованы учреждения нового образца – государственные коллегии, в которых действовала уже «коллежская» система делопроизводства.

В государственных коллегиях преобладающее значение имел коллегиальный способ принятия решений. В состав коллегии входили следующие лица: президент, вице-президент, члены коллегии, секретарь, нотариус, переводчик. Совещательной форме принятия решений Петр I придавал большое значение. Русский монарх отмечал в главе «О преимуществе коллегий» в Генеральном регламенте: «все лучшее устроение через советы бывает».

Помимо делопроизводства, Генеральный регламент определял также порядок обсуждения дел, взаимоотношение коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Генеральный регламент действовал на протяжении XVIII – первой трети XIX веков и утратил своё значение только в 1833 году с изданием Свода законов Российской империи.