жегородской губернии. В пись-
ме он указал, что «ординарный
профессор Казанского универ-
ситета действительный стат-
ский советник Вагнер ныне
летом командируется в учёное
путешествие по Нижегород-
ской губернии, для исследо-
вания оной в геогностическом
отношении. В путешествии
своём Г. Вагнер будет собирать
образцы горных пород, кото-
рые впоследствии должны со-
ставлять топографически-геог-
ностическое собрание обо-
зреваемой губернии» [7, л. 66].
Элементы коллекции Вагнера
до сих пор находятся в геологи-
ческом музее Нижегородского
педагогического университета.
Как попечитель Казанского
учебного округа князь П. П. Вя-
земский твёрдо стоял на стра-
же государственных интересов
и, несмотря на демократиче-
ские взгляды, многих веяний не
принимал. Например, он отри-
цательно отнёсся к тому, чтобы
неофициальные
организации
собирали сведения о состоянии
образования в губернии. В пись-
ме на имя директора училищ
Нижегородской губернии от
16 января 1860 года он указал,
что «только учёные общества
могут послать от себя лиц для
собирания нужных им сведе-
ний» [5, л. 1]. Ав декабре 1860 го-
да он поддержал мнение смо-
трителей уездных училищ Ни-
жегородской губернии о том,
что преподаватели училищ не
имеют права писать статьи в га-
зеты. Запрет был связан с рас-
цветом «жёлтой прессы», кото-
рую на государственном уровне
не жаловали.
Вместе с тем, П. П. Вязем-
ский не был чужд педагогических
экспериментов. Так, он поддер-
жал рапорт директора Нижего-
родской мужской гимназии, ко-
торый предложил ввести частные
испытания для неуспевающих
гимназистов: «Я разрешаюввести
в сей гимназии с будущего учеб-
ного года порядок частных испы-
таний учеников […] в виде опыта,
на два года» [5, л. 26].
Самое пристальное вни-
мание князь обратил на ини-
циативу попечителя Киевского
учебного округа, усмотревшего,
что ученики 3-го класса гимна-
зий обременены несоразмер-
ным числом учебных предме-
тов, из-за чего многие остава-
лись на второй год. Князь под-
держал своего коллегу и внёс
предложение изменить и даже
сократить часть программы по
изучению всеобщей истории,
географии, математики и ла-
тинского языка.
Как попечитель, П. П. Вя-
земский занимался пенсиями
вышедших в отставку педагогов,
удовлетворил многие ходатай-
ства о присвоении им орденов
за выслугу лет.
В письме директору училищ
Нижегородской губернии от
20 января 1861 года П. П. Вя-
земский сообщил, что к нему об-
ратились бывшие воспитанники
Александровского лицея, «уве-
ренные в глубоком сочувствии
соотечественников к памяти
питомца сего заведения Алек-
сандра Пушкина, с просьбой
о дозволении открыть повсе-
местно подписку для сооруже-
ния памятника, достойного его
славы» [6, л. 7].
Памятник предполагалось
установить в бывшем Лицей-
ском саду Царского Села. Вя-
земский рекомендовал объя-
вить по дирекции училищ об
этом мероприятии и отправлять
поступления в уездные казна-
чейства. При этом, как следует
из отчётов, он лично контро-
лировал сбор добровольных
пожертвований и направлял
информацию лично министру
внутренних дел С. С. Ланскому,
назначенному ответственным за
установление памятника.
Сравнительно недолгий срок,
пока П. П. Вяземский возглав-
лял Казанский учебный округ,
был богат на перемены, и глава-
попечитель честно выполнил
долг педагога и организатора на
этом ответственном рубеже.
Литература и источники
1. ГКУ «Центральный архивНижегород-
ской области». Ф. 505. Оп. 407. Д. 223.
2. Там же. Ф. 520. Оп. 407. Д. 927.
3. Там же. Д. 934.
4. Там же. Д. 936.
5. Там же. Д. 938.
6. Там же. Д. 940.
7. Там же. Оп. 478. Д. 223.
8. Там же. Д. 931.
9.
Кизеветтер А. А.
Из истории борьбы
с просвещением // Исторические очер-
ки. М. 1912.
10. Свод Законов Российской империи:
в 16 т. Кн. 1, т. 3. СПб., 1893.
Ученики двухклассного училища села Личадеево
. Ардатовский
уезд Нижегородской губернии
Ученики церковно-приходской школы.
Нижегородская
губерния
Русская история
1
2015
111