Журнал "Русская история". №4 2014 г. - page 8

участие в крестном ходе на
гору в праздник Преображения
Господня 6 августа 990 года.
Именно здесь он познакомился
с болгарским монахом Леон-
том, которого после крещения
подданных выпросил у импе-
раторов в митрополиты. Леонт,
присланный в сентябре 993 года
в новообращённую Русь, дал
вновь построенному городу,
где поселился, название Пере-
яславль в честь болгарской сто-
лицы и стал усердно прививать
афонские традиции.
Мынеисключаем,чтонарас-
пространение Успенского куль-
та на Руси повлияло ещё одно об-
стоятельство. Пребывание Вла-
димира в Византии совпало с
появлением кометы Галлея. Она
была видна в августе-сентябре
989 года, но в византийских зем-
лях её появление связали имен-
но с 15 августа, то есть с праздни-
ком Успения. Из-за вытянутой
формы она воспринималась как
карающий грешников меч Гос-
подний и именовалась кометой
Богородицы.
В это время на Византию
действительно обрушилась че-
реда бедствий. Не успело закон-
читься кровопролитное восста-
ние Варды Фоки, как в октябре
989 года византийские города
потрясло страшное землетрясе-
ние. В столице обрушились мно-
гие здания, пострадал Софий-
ский собор. Византийцы бы-
ли устрашены и молились о про-
щении в храмах Успения Бого-
родицы. Это также не прошло
мимо внимания русских.
По возвращении на Русь,
Владимир Святой в зиму
992/993 годов построил города
Владимир-Залесский и Вла-
димир-Волынский. Их осно-
вание было приурочено к 1 ян-
варя – празднованию памяти
св. Василия Великого, небесно-
го покровителя князя, но на-
звания даны по его светскому
имени. Города стали велико-
княжескими резиденциями и
замышлялись как новые сто-
лицы его земель. Владимир-
Волынскийбыстросталцентром
нового княжества, Владимир-
Залесский начал возвышаться
позже – при Андрее Боголюб-
ском, который установил там
свой престол и расширил го-
род. Он решил укреплять свою
власть подальше от суздальской
родовитой знати, которой не без
оснований опасался.
В одной из поздних летопи-
сей Н. М. Карамзин нашёл со-
общение о строительстве Вла-
димира-Залесского при Влади-
мире Мономахе, которого он и
счёл основателем города. Ви-
димо, его ввело в заблуждение
выражение «поставил град Вла-
димир». Оно, однако, могло
означать закладку не только
целого города, но и новых стен.
В том, чтоВладимир на век древ-
нее, чем предположил историк,
убеждает топонимика. Первые
его жители назвали протекав-
шую у города речку Лыбедью,
в честь киевской реки. Если бы
город заселяли в 1108 году при
Владимире Мономахе выходцы
из его южных владений (он кня-
жил в Переяславле-Русском),
то реку наверняка назвали бы
Трубежем. По археологиче-
ским данным город расширялся
дважды. Первым это сделал как
раз Владимир Мономах, окру-
жив его валом и поставив цер-
ковь Спаса. Позднее его грани-
цы раздвинул Андрей Боголюб-
ский, соорудив в западной части
Золотые ворота, сохранившиеся
Великомученик Димитрий Солунский.
Мозаика из Михайловского монастыря
в Киеве. Конец XII – начало XIII вв.
Андрей Боголюбский.
Скульптурная реконструкция.
М. М. Герасимов. 1939 г.
Великий князь Владимир
Всеволодович Мономах.
Миниатюра
из Царского Титулярника. 1672 г.
Русская история
4
2014
6
Образ номера
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...116
Powered by FlippingBook