Журнал "Русская история". №3 2014 г. - page 58

будут распределять на далекие
расстояния». «Достаточно под-
жечь уголь под землей, превра-
тить его в светильный, или ге-
нераторный, или водяной газ и
отвести его по трубам из бумаги,
пропитанных смолой и обвитых
проволокой».
Поездка Д. И. Менделеева
в Донбасс оказала сильнейшее
влияние на судьбу этого регио-
на Российской империи. Особое
значение для промышленности
имело внедрение государствен-
ной протекционистской полити-
ки по «менделеевскому рецепту».
О благотворных результатах про-
текционизма ученый написал в
письме Императору Николаю II
в 1897 году. Дмитрий Иванович
указывал, что чугуна в 1886 году
выплавлялось едва ли 32 млн
пудов, а в 1896-м – больше
95 миллионов. Подобная дина-
мика наблюдалась и в росте
«каменно-угольного дела, ма-
шиностроения и многого друго-
го» [6, с. 85].
По рекомендациям Менде-
леева активизировалось строи-
тельство железных дорог. Если
на Екатерининской желез-
ной дороге с 1872 по 1891 год
было проложено 20 железно-
дорожных веток, то с 1891 по
1901 год – 91. В 1895 году же-
лезная магистраль соединила
Лисичанск сКупянскомХарь-
ковской области. В итоге
Донбасс стал одним из
самых транспортно раз-
витых регионов Европы
и крупнейшим промыш-
ленным центром угледобы-
вающей,
металлургической,
химической отраслей, что во
многом облегчило предвоен-
ную индустриализацию СССР
в 1930-е годы. По сути, здесь
воплотилась
предлагавшаяся
Менделеевым
рациональная
комплексная схема развития
при участии национального ка-
питала и активной регуляции
со стороны государства.
Несколько примеров: про-
изводство соды в Лисичанске
нуждалось в соли и меле, вслед-
ствие чего рядом выросли за-
воды «Коксобензол» и «Взрыв-
чатые вещества» Российского
товарищества для производства
и продажи пороха (ныне казён-
ный химзавод «Заря»). В свою
очередь, наличие соды позволи-
ло организовать в Лисичанске
стекольный завод. Возле желез-
нодорожной станции Рубежное
был открыт большой песчаный
Ново-Смоляниновская шахта.
Фотография 1912 г.
Шахтёры перед спуском в шахту «К. Скальковский» в окрестностях Лисичанска.
Конец XIX в.
карьер, названный «Рубежан-
ским». В 1916 году здесь по-
строили завод «Русско-краска»,
давший первую продукцию уже
после Октябрьской революции,
и посёлок при нём, выросший в
город Рубежное. Так в России в
одном месте фактически появи-
лась новая отрасль промышлен-
ности [2, с. 3].
В 60-х годах ХХ века, когда
обсуждалось создание Лиси-
чанско-Северодонецко-Рубе-
жанской агломерации, этот
мегагород предлагали назвать
Менделеевым. Однако, пос-
кольку учёный-монархист был
хрущёвским властям подозрите-
лен, новый топоним на карте не
Новороссия
1...,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57 59,60,61,62,63,64,65,66,67,68,...116
Powered by FlippingBook