сейна в целом, побывал на
юзовских, рутченковских, ма-
кеевских, лисичанских и алчев-
ских шахтах, а также на Юзов-
ском металлургическом заводе.
Дмитрий Иванович интересо-
вался буквально всем: проходкой
горных выработок, техникой до-
бычи угля, производительностью
и оборудованиемшахт, качеством
углей и их газоносностью. В свою
книжку он записывал соображе-
ния по расширению вагонного
парка до уровня, обеспечиваю-
щего бесперебойный вывоз угля
в пункты потребления. В осно-
вание будущего аналитического
отчёта ложились и записи по на-
лаживанию судоходства по Се-
верскому Донцу. Для подробно-
го изучения Менделеев в июне
того же года «поехал лошадьми
[…] вдоль Донца из Изюма до
Каменской», придя к убежде-
нию в рациональности перевоз-
ки угля по реке при углублении
русла и оборудовании на ней
шлюзов [3, с. 2].
Он же предложил провести
железную рокадную дорогу меж-
ду двумя магистралями, одна их
которых соединяла центр страны
с Крымом, другая – Донецкий
бассейн с портом Мариуполя.
Таким образом, криворожская
железная руда могла доставлять-
ся напрямую донецким метал-
лургическим заводам.
В Юзовке Менделеев вни-
мательно изучил металлурги-
ческий завод и шахту при нём.
Он вникал в особенности обо-
рудования цехов, технологии
выплавки и контроль качества
металла, условия труда рабочих.
Встречаются, например, такие
записи: «Шахта Клопицкой
около Макеевки не платит во-
все рабочим деньги, а всё про-
визией…»; «У Рыковского, у
Французского общества дают
из лавки продукты, а деньги не
дают, а ему (рабочему) надо…».
Великий химик высказал в сво-
ём дорожном дневнике идею,
далеко опередившую своё вре-
мя: «Кажется, можно и хорошо
вместо выемки угля его превра-
щать в земле в газ СО в особых
подземных генераторах и этот
газ выводить и разводить дале-
ко» [4, с. 53].
Дмитрий Иванович посетил
рудники Ясиноватой и Юзовки,
взял пробы газа в Макеевском
руднике, побывал вблизи стан-
ций Харцизск и Гавриловка.
Холодной весной 1888 года
непроходимые снежные зано-
сы вынудили Менделеева пре-
Дом семьи Хьюзов.
Около 1900 г.
Горняк.
Донбасс, конец XIX в.
рвать инспекционную поездку
и вернуться в Петербург. Но
уже в конце марта он снова от-
правился в Донбасс через Харь-
ков и Екатеринослав. Второго
апреля он прибыл в Горловку,
5-го побывал на рудниках, со-
леваренном заводе и соляных
копях вблизи Бахмута, затем –
на коксовых заводах вблизи Го-
лубовки (нынешний Кировск).
В Лисичанске Менделеев по-
сетил штейгерскую школу (гор-
ных мастеров) и высоко оценил
её учебную методику и педаго-
гический коллектив. Позднее
в своей знаменательной работе
«Будущая сила, покоящаяся на
берегах Донца» (журнал «Север-
ный вестник») он писал: «Ли-
сичанская штейгерская школа
даёт именно тот класс практи-
ческих деятелей, каких вообще
мало выпускают наши учебные
заведения» [1, c. 1].
Через два дня Дмитрий Ива-
нович выехал из Лисичанска
в Луганск. Там он провёл со-
вещание с горными инженера-
ми и посетил рудники, а 14 и
15 апреля был уже в Ростове-на-
Дону, где с городским головой
обсуждал технологию углубле-
ния русла Северского Донца для
организации там судоходства.
Обширный материал, со-
бранный в Донбассе, стал ос-
Русская история
3
2014
54
Новороссия