Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 67

свящённых прп. Сергию. Среди
них особой фундаментально-
стью выделяется англоязычный
труд профессора Миллера. Бо-
лее популярный характер носит
комментированный перевод на
итальянский язык древнейшего
пространного жития прп. Сер-
гия, выполненный бенедик-
тинским монахом монасты-
ря Святой Троицы (Думенца,
Северная Италия) Адальберто
Пьовано. Он предоставляет,
пожалуй, самое глубокое виде-
ние жизни прп. Сергия на За-
паде, сформулированное с точ-
ки зрения аскетической тради-
ции, крупнейшим знатоком
которой и является о. Адаль-
берто. Его вступительная ста-
тья, по сути, самостоятельное
исследование, которое освеща-
ет агиографическую традицию,
жизнь святого Сергия в миру и
в монашестве, святость, духов-
ность и мистику.
Книга несёт сильное и вер-
ное прочтение, по сути аутентич-
ное русской духовной традиции.
Автор анализирует идею «препо-
добия» как «подражания Хри-
сту» в западной традиции и «ан-
гельского жития» в восточной.
В терминологии он принимает
единственно верное решение –
следовать греческому прототипу
o
` ,
????
(итальянский эквивалент
santo). Эпитет «богоносный» он
передаёт как teoforo, поясняя,
что «богоносный» есть «духонос-
ный» (1, с. 145).
Толкования А. Пьовано мо-
гут казаться непривычными, но
мы находим им подтверждения.
В Церковно-археологическом
кабинете Московской духов-
ной академии имеется свое-
образный экспонат – резная
икона, на которой изображают-
ся окрылённые преподобные,
воспаряющие в райские обите-
ли. Из горних райских обителей
их встречают склонившиеся
к ним ангелы. В верхнем изо-
бражении рая ясно выделяют-
ся разные области, в которых
находятся разные ангельские
чины. Среди поднимающихся
монахов – почти что достигший
врат рая крылатый монах с еле
заметным написанием «пре-
подобный Сергий». Местные
искусствоведы говорят о том,
что, возможно, эта икона про-
исходит из одного из местных
храмов в окрестностях лавры.
Письмо конца XVII века.
В самом житии прп. Сергия
есть удивительный рассказ о
видении птиц, который датиру-
ется 1372 годом (2, с. 114–117,
221). Это видение запечатлено
на иконах, фресках, картинах.
Итальянский комментатор пи-
шет следующее: «Видение про-
исходит в атмосфере бдения и
молитвы... Видение интенсив-
ного света, который озарял всю
ночь, сопровождается гласом,
К. М. Попов.
Начало XX века
Церковь в честь преподобного
Сергия Радонежского в Имяньпо
(Китай).
До 1958 года
который представил себя как
ответ и на прошение моления
Сергия: оно ориентируется на
другое видение птиц, которые
символически
представляли
духовное наследие святого мо-
наха, ученики которого распро-
страняли его монашеское на-
следие по всему северу России»
(1, с. 268). И далее он сравнива-
ет это видение с видением света
св. Бенедиктом Нурсийским, о
котором писал св. Папа Рим-
ский Григорий Двоеслов. Для
западного автора это сравнение
Преподобный Сергий
65
Церковь Сергия Радонежского,
Серафима Саровского и Викентия
Сарагосского в Милане.
Фотогра-
фии С. А. Носкова. 2012 год
1...,57,58,59,60,61,62,63,64,65,66 68,69,70,71,72,73,74,75,76,77,...125
Powered by FlippingBook