Журнал "Русская история". №3 (26). Твердыни духа - page 21

2013 3 ?onneay enoi?ey
19
2013 3 ?on eay enoi?ey
19
ни «многоскорбная княгиня»,
как называли её современники,
была образцом христианской
супруги и матери. Вниманием
к бедным и обездоленным она
снискала столь благоговейную
память потомков, что жители го-
рода Кашина её заступничеству
приписывали избавление их от
разорения врагов.
В 1910 году в Богородицкий
мужской монастырь города По-
лоцка были перенесены мощи
преподобной Евфросинии По-
лоцкой. Эта святая являлась
праправнучкой святого равно-
апостольного князя Владимира
и дочерью князя Георгия Всес-
лавича. С детских лет она владе-
ла грамотой, читала Псалтирь,
Священное Писание и другие ду-
ховные книги, уже в детстве стя-
жала «плод молитвы». По благо-
словению Полоцкого епископа
Илии Евфросиния удалилась в
затвор, поселившись в «голуб-
це» – особой келье при Софий-
ском соборе. Около 1128 года
она стала жить при церкви Пре-
ображения, чтобы основать там
женскиймонастырь. Сестёр оби-
тели Евфросиния «с радостию и
прилежанием» обучала грамоте.
«Аз веселым сердцем подвизаю-
ся учити», – говорила она, создав
здесь женскую школу – одну из
первых на Руси.
В 1161 году усердием пре-
подобной был воздвигнут ка-
менный Спасо-Преображенский
собор, куда она пожертвовала на-
престольный крест с частицами
мощей многих святых, а также
с частью Древа Животворяще-
го Креста Господня. Этот Крест,
утраченный и воссозданный
в Белорусской Православной
Церкви, почитается как одна из
прославленных святынь, уни-
кальный образец прикладного
церковного искусства домон-
гольской Руси. Она основала
также Богородицкий мужской
монастырь, построила в нём
и украсила иконами каменную
церковь в честь Пресвятой Бо-
городицы. В 1173 году препо-
добная Евфросиния совершила
паломничество в Святую Землю
и стала первой дарительницей в
череде русских именитых жён,
пожертвовав драгоценную ка-
дильницу ко Гробу Господню (6).
Святителя Иоасафа Бел-
городского (1705–1754), кано-
низированного в 1911 году, со-
временники называли русским
Николаем Чудотворцем. В дея-
тельности святителя Иоасафа
ясно вырисовываются пламен-
ная ревность к насаждению в
сердцах паствы веры в Бога, тре-
бование строгого исполнения
всеми служебного долга, чистая,
святая евангельская любовь к
Богу, людям и миру, беспример-
ное милосердие к ближним – и
всё это среди распространённо-
го неверия, невежества и рас-
пущенности. Тайна архипастыр-
ского воздействия святителя
Иоасафа заключалась в его жи-
вой, глубокой и непреклонной
вере, а главным образом – в под-
вигах его личной жизни. Он не
оставил ни одной церкви в своей
области без личного осмотра. В
архиерейских покоях его редко
можно было застать, большую
часть времени он проводил в
разъездах по епархии, на экза-
менах и в беседах в Харьковском
коллегиуме, на службе в храмах
Божиих, на рынке за покупкой
дров для неимущих, одежды и
провизии для бедствующих (7).
По благословлениюСвятей-
шего Синода 29 июня 1912 года
был официально причислен к
лику святых преподобномучени-
ков и чудотворцевНовгородских
преподобный Евфросин Сино-
зерский. Отшельник и молчаль-
ник, он подвизался в конце XVI
века в обители с храмом Благо-
вещения Пресвятой Богороди-
цы на берегу Синичья озера близ
реки Чагодощи и 2 апреля 1612
года был убит поляками за испо-
ведание православной веры (8).
Святитель Питирим Там-
бовский,
канонизированный
в 1914 году, при жизни обра-
щал в православие населявших
епархию язычников – мордву и
черемисов, проповедовал сре-
ди старообрядцев, ссыльных и
каторжных. Он занялся строи-
тельством и благоустройством
церквей, монастырей, архие-
рейского дома. Святитель Пити-
рим отличался исключительным
благочестием, все воскресные
и праздничные богослужения
он совершал сам, на будничных
службах становился на клирос,
учил пению и чтению вновь при-
шедших, читал шестопсалмие,
часы, пел вместе с хором, при
этом ни на один день не оставляя
своего келейного правила. Он
учредил торжественные крест-
ные ходы, а также освятил вхо-
ды и выходы в город святыми
иконами, препоручая град и всю
епархию заступлению Господа и
Божией Матери. Святитель Пи-
тирим усердно проповедовал за
богослужениями, чем привлекал
немало людей, жаждущих живого
слова назидания. Этому же учил
он и духовенство. Близ Тамбова
святитель воздвиг монастырь во
имя Иоанна Предтечи, избрав
Aaeeeea i?ineaaeaiey a oa?noaiaaiea eiia?aoi?a Ieeieay II
1...,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,...115
Powered by FlippingBook