Журнал "Русская история". №3 (26). Твердыни духа - page 18

?onneay enoi?ey 3 2013
16
Naycu a?ai?i
?o neay enoi?ey 3 2013
1
Зачастую жизненный путь
прославленных святых напря-
мую зависел от воли монарха и
священноначалия на самом вы-
соком церковном уровне. Осо-
бый интерес для понимания
взаимоотношений церковной
и светской власти представляет
обращение святого праведного
Иова Почаевского к царю Фё-
дору Иоанновичу. Духовно-до-
верительный и одновременно
достаточно противоречивый ха-
рактер носит отношение Петра
I к святителю Иоанну (Максимо-
вичу). Судьбу святителяИоасафа
Белгородского определила им-
ператрица Елизавета Петровна.
Благодаря сугубому благочестию
и ревности к святыням настоя-
тель Вяземского Иоанно-Пред-
теченского монастыря, будущий
святитель Питирим Тамбов-
ский, был замечен Патриархом
Иоакимом. Священномученик
Гермоген, первый прославлен-
ный в лике святых патриарх, в
Смутное время принял на себя
великий молитвенный подвиг о
спасении Отечества и сохранил
историческую преемственность
царской власти от Рюриковичей
к Романовым.
Среди канонизированных в
период царствованияНиколая II
первым в 1896-м был прославлен
святитель Феодосий Чернигов-
ский, а последним в 1916-м стал
святитель Иоанн, митрополит
Тобольский и Сибирский. При-
мечательно, что оба эти святите-
ля подвизались в середине XVII
века на южных границах госу-
дарства, где укреплялся Киево-
Печерский монастырь.
В 1664 году святитель Фе-
одосий Черниговский стал на-
стоятелем Киево-Выдубицкого
монастыря, незадолго перед тем
совершенно разорённого униа-
тами. Он восстановил его, орга-
низовал уникальный хор, певчие
которого славились не только
в Киеве, но и в Москве. Благо-
даря решающему голосу святи-
теля в 1685 году митрополитом
Киевским был избран епископ
Гедеон (Четвертинский), и это
событие восстановило единство
Киевской митрополии с Русской
Православной Церковью. В 1688
году игумен Феодосий был на-
значен архимандритом опусто-
шённого иезуитами и домини-
канцами Елецкого Успенского
монастыря. В присутствии госу-
дарей Иоанна и Петра Алексее-
вичей 11 сентября 1692 года он
был торжественно хиротонисан
в Успенском соборе Московско-
го Кремля в епископа Чернигов-
ского с возведением в сан архи-
епископа. Святитель обращал
особое внимание на пробужде-
ние и поддержание духа истинно
христианского благочестия сре-
ди своей паствы, он заботился о
сохранении старых и устроении
новых монастырей и храмов. В
1694 году по его благословению
были основаны Печеницкая
женская обитель и Любецкий
скит, он освятил в Домницком
монастыре вновь сооружённый
храм Рождества Пресвятой Бо-
городицы, а 1695-м – Троицкий
собор, который стал кафедраль-
ным в Черниговской епархии. В
период его управления Черни-
говской епархией отмечались
особый подъём и усиление ино-
чества. Большое внимание свя-
титель уделял духовенству, был
строг и разборчив при выборе
кандидатов на священнические
места. Покровительствовал чер-
ниговским духовным школам,
приглашая из Киева учёных мо-
нахов, среди которых был вско-
ре ставший деятельным помощ-
ником и преемником святителя
Феодосия в устройстве духовных
школ Иоанн (Максимович), буду-
щий митрополит Тобольский и
всея Сибири (3).
В 1897 году в Юрьеве Лиф-
ляндском (нынеТарту) было уста-
новлено местное почитание свя-
щенномученика Исидора и с ним
72 мучеников. Исидор служил
священником Никольского хра-
ма. Сразу по окончании литургии
6 января 1472 года он с толпой
прихожан отправился крестным
ходомнареку для совершенияоб-
ряда освящения воды. Местный
Ливонский гарнизон, исполняя
приказ католического епископа,
арестовал участников шествия.
Священник причастил всех, на-
ходившихся с ним, уговорив их
не сопротивляться приговору,
а 8 января всех арестованных
привели на реку Омовжу, покры-
тую льдом, и бросили в прорубь.
Такова была казнь за проповедь
православия среди эстонского
населения. Инициатива канони-
зации священномученика Иси-
дора исходила от митрополита
Макария, как говорит редактор
его подробного Жития священ-
ноинок Варлаам. Готовившаяся
канонизация была прервана в
связи со смертью митрополита
Макария в декабре 1563 года (4, с.
219; 5, с. 322, 327).
Почитание преподобного
Иова Почаевского, жившего в
тяжёлые для православия вре-
мена Люблинской унии, было
подтверждено в самом начале
ХХ века. Он родился в 1550 году
в Галиции и звался в миру Иоанн
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,...115
Powered by FlippingBook