Журнал "Русская история". №3 (26). Твердыни духа - page 17

2013 3 ?onneay enoi?ey
15
П
Предметом особых забот
государя была церковная жизнь
Российской Империи. Одной
из важнейших сфер духовной
жизни, бесспорно, являлась ка-
нонизация святых, которая со-
вершалась по представлению
Святейшего Синода и рескрипту
императора.
В допетровской Руси про-
славления
происходили
на
церковных соборах: особо сле-
дует упомянуть Макарьевские
соборы 1547 и 1549 годов, на
которых, по исследованию исто-
рика Е. Е. Голубинского, были
прославлены в лике святых 14
(по некоторым спискам 11)
общецерковных и девять мест-
ночтимых и канонизированы
16 святых. За весь Синодальный
период с 1721 по 1896 год, начи-
ная с петровских времён и до ко-
ронации Николая II, были кано-
низированы всего пять святых,
а за двадцать лет его правления,
с 1896 по 1916 год, прославлены
11 русских святых (1, с. 188–191).
Великая княгиня Елизаве-
та Фёдоровна и великий князь
Константин Константинович с
сыновьями принимали активное
участие в прославлениях препо-
добного Серафима Саровского,
святой благоверной княгини
Анны Кашинской, преподобной
Евфросинии Полоцкой, святи-
теля Иоасафа Белгородского,
священномученика Патриарха
Гермогена. Елизавета Фёдоров-
на более 30 лет посещала рос-
сийские святыни в самых от-
даленных уголках Империи, от
Соловков до Верхотурья, как
августейшая посланница право-
славного монарха.
К началу ХХ века были
отработаны правила, последо-
вательность и регламент про-
ведения
торжеств,
заранее
разрабатывались
программы,
создавались особые организа-
ционные комиссии. Благодаря
объединённым усилиям властей
и Святейшего Синода в местах
прославлений удавалось при-
нять от 20 до 300 тысяч паломни-
ков одновременно.
Всех прославленных во вре-
мена царствования Николая II
святых объединяют попечение
об укреплении веры и государ-
ственности, ограждение право-
славия от иноверия и ереси,
создание на государственных
границах новых монастырей и
храмов – центров православного
просвещения и православного
миссионерства. Часто государь
выступал инициатором канони-
зации раньше, чем Святейший
Синод. Император проявил осо-
бую настойчивость, добиваясь
канонизации преподобного Се-
рафима Саровского, святителей
Иоасафа Белгородского и Иоан-
на Тобольского.
Интересно, что начало по-
читания большей части прослав-
ляемых святых было положено в
период правления первых Рома-
новых, при личном участии царя
Алексея Михайловича. Так, в его
царствование, в 1659-м, через
восемь лет после преставления,
были открыты мощи преподоб-
ного Иова Почаевского, в 1652-м
из Чудова монастыря в Успен-
ский собор Московского кремля
перенесены мощи Патриарха
Гермогена, а в 1653-м обретены
нетленными мощи преподобно-
мученика Евфросина Синозер-
ского, убитого поляками в 1612
году. Тогда же на вклад царя
Алексея Михайловича, издавше-
го указ о средствах содержания
Синозерской пустыни, была сде-
лана деревянная рака с резным
изображением
преподобного.
В присутствии государя и его се-
мьи 12 июня 1650 года было со-
вершено торжественное, по спе-
циально составленной службе,
перенесениемощейблаговерной
великой княгини Анны Кашин-
ской из ветхого деревянного
Успенского собора в каменный
Воскресенский собор. Затем по
обету царя Алексия Михайлови-
чаинаегосредствабылпостроен
новыйкаменныйУспенскийхрам
с приделом «воимя преподобной
и благоверной великой княгини
Анны» (2, с. 1–6). Местное почи-
тание этих святых получило своё
продолжение в царствование им-
ператораНиколая II.
Святитель
Феодосий Черниговский.
Икона
Aaeeeea i?ineaaeaiey a oa?noaiaaiea eiia?aoi?a Ieeieay II
1...,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,...115
Powered by FlippingBook