Page 74 - 20

Basic HTML Version

Ðóññêàÿ èñòîðèÿ 1 2012
72
Ж
«На днях в окрестностях
Москвы, на 5-й версте Ярослав-
ской железной дороги, одна из
московских кинематографиче-
ских фирм производила… сним-
ки картин из эпохи Отечествен-
ной войны – «Отступление вели-
кой армии Наполеона». Около
10 часов к намеченному месту по-
дошли в походном порядке сол-
даты, которые были назначены
для участия в картине – по две
роты Екатеринославского и Ро-
стовскогополков иполусотня ка-
заков. И артисты, и статисты, и
нижние чины переодевались во
французские и старые русские
формы и гримировались в сто-
рожевой будке» (1). Усилия съё-
мочной группы Ханжонкова зи-
мой 1912 года не пропали даром:
эпизодыисхода наполеоновской
армии, словно таящей в бескрай-
них просторах России, стали са-
мыми естественными и живо-
писными фрагментами фильма.
Однако не только Ханжон-
ков и Гончаров решили поста-
вить картину к юбилею войны
1812 года. Такое же прошение
в канцелярию императорского
двора подала французская фир-
ма «Пате». Это ходатайство так-
же было удовлетворенопри усло-
вии «совершенного исключения
из картин изображения импера-
тора Александра I и некоторых
эпизодов, которые могут пред-
ставить в нежелательном осве-
щении деятельность нашей ар-
мии, а также задеть религиозное
чувство русского народа» (2).
Французы не только по-
знакомили Россию с изобрете-
Первый фильм
об Отечественной
Í. Ï. Áàëàíäèíà,
êàíäèäàò èñêóññòâîâåäåíèÿ,
ñ. í. ñ. Ãîñóäàðñòâåííîãî
èíñòèòóòà èñêóññòâîçíàíèÿ
Ïðåìüåðà
ïîëíîìåòðàæíîé
èãðîâîé êàðòèíû
î íàøåñòâèè
Íàïîëåîíà áûëà
÷àñòüþ þáèëåéíûõ
òîðæåñòâ
1912 ãîäà.
Жанру исторического фильма
наряду с хроникой и докумен-
тальными сюжетами принадле-
жала ведущая роль в раннем рус-
ском кинематографе. Руководи-
тели проекта – кинофабрикант
Александр Ханжонков и режис-
сёр Василий Гончаров – не толь-
ко заручились поддержкой импе-
раторского двора, но и имели в
своём распоряжении целые вой-
сковые части.
Íàøå íàñëåäèå