Page 73 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
71
«традиционно русскую». Пётр
унизил достоинство бояр, из-
менил систему государственно-
го управления. «Честью и до-
стоинством россиян сделалось
подражание». В области семей-
ных нравов «европейская воль-
ность заступила место азиатско-
го принуждения». Ослабли род-
ственные связи: «имея множе-
ство приятелей, чувствуем ме-
нее нужды в друзьях и жертвуем
свету союзом единокровия».
Пётр уничтожил патриар-
шество и объявил себя главой
церкви, ослабив тем самым веру.
«А ослаблением веры Государь
лишается способа владеть серд-
цами народа в случаях чрезвы-
чайных, где нужно всё забыть,
всё оставить для Отечества, и
где Пастырь душ может обещать
в награду один венец мучениче-
ский». Пётр перенёс столицу го-
сударства на окраину, постро-
ив её на песке и болотах и поло-
жив на это множество людских
жизней, денег и усилий. Врезуль-
тате всего этого, заключает Ка-
рамзин, «мы стали гражданами
мира, но перестали быть, в не-
которых случаях, гражданами
России». Искореняя древние на-
выки, представляя их смешны-
ми, глупыми, хваля и вводя ино-
странные, государь России, по-
лагал Карамзин, «унижал росси-
ян в собственномих сердце. Пре-
зрение к самому себе располага-
ет ли человека и гражданина к
великим делам? Любовь к Оте-
честву питается сими народны-
ми особенностями, безгрешны-
ми в глазах космополита, благо-
творными в глазах политика глу-
бокомысленного… Русская одеж-
да, пища, борода не мешали заве-
дениюшкол».
Карамзин был невысоко-
го мнения о непосредственных
преемниках Петра. «Царство-
вание Елисаветы не прослави-
лось никакими блестящими де-
яниями ума государственного.
Несколько побед, одержанных
более стойкостию воинов, не-
жели дарованием военачальни-
ков, МосковскийУниверситет и
оды Ломоносова остаются кра-
сивейшими памятниками. Как
при Анне, так и при Елисаве-
те Россия текла путём, предпи-
санным ей рукою Петра, более
и более удаляясь своих древних
нравов и сообразуясь с европей-
скими. Замечались успехи свет-
ского вкуса. Уже двор наш бли-
стал великолепием и, несколь-
ко лет говорив по-немецки, на-
чал употреблять язык француз-
ский».
Но далее Провидение сжа-
лилось над Россией. «Новый за-
говор – и несчастный Пётр III в
могиле со своими жалкими по-
роками. Екатерина II была ис-
тинной преемницей величия
Петрова ивтороюобразователь-
ницею новой России». Для Ка-
рамзина это был золотой век го-
сударства Российского. Но, оста-
ваясь верным себе, Карамзин
даже в блестящем царствовании
Екатерины видел некоторые
пятна. «Нравы более разврати-
лись в палатах и хижинах: там от
примеров двора любострастно-
го, здесь от выгодного для казны
умножения питейных домов…
Горестно, но должно признать-
ся, что хваля усердно Екатери-
ну за превосходные качества
души, невольно воспоминаем её
слабости и краснеем за челове-
чество… Екатерина – Великий
Муж в главных Собраниях Госу-
дарственных – являлась женщи-
ною в подробностях монаршей
деятельности, дремала на розах,
была обманываема или себя об-
манывала; не видала или не хоте-
ла видеть многих злоупотребле-
ний, считая их, может быть, не-
избежными и довольствуясь об-
щим, успешным, славным тече-
нием её царствования».
Но общий вывод был всё-
таки в её пользу: «По крайней
мере, сравнивая все известные
нам времена России, едва ли не
всякой из нас скажет, что вре-
мя Екатерины было счастливей-
шее для гражданина Российско-
го; едва ли не всякой из нас по-
желал бы жить тогда, а не в иное
время».
Гораздо худшего мнения
он был о Павле I, в котором ви-
дел второго за всю историю – по-
сле Ивана Грозного – тирана на
российском троне. Претензии
к Александру I, которые Карам-
зин не боялся высказывать и ему
в лицо, сводились в основном к
чрезмерному увлечению импера-
тора созданием новых государ-
ственных учреждений, нужды в
которых Карамзин не видел. Тем
более что в перспективе они мог-
ли поставить под вопрос самовла-
стие государя.
Наиболее ёмко и исчерпы-
вающе Карамзин суммировал
суть своей исторической кон-
цепции в следующих словах:
«Россия основывалась победа-
ми и единоначалием, гибла от
разновластия и спасалась му-
дрым самодержавием». Имен-
но такой вывод, сделанный на
основе анализа всей россий-
ской истории, стал фундамен-
том политической философии
Карамзина.
Êàðàìçèí