Page 75 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
73
нием братьев Люмьер, но и сы-
грали ключевую роль в зарож-
дении русского кинопроизвод-
ства. Первый репортаж в исто-
рии кино был снят французски-
ми операторами именно в Мо-
скве 14 мая 1896 года – это была
«Коронация императора Нико-
лая II». В 1907 году появились
«Ателье А. Дранкова» и торго-
вый дом «А. Ханжонков и К°»,
которые стали главными сопер-
никами французских киноком-
паний в России.
Ханжонков и фирма «Пате»
почти одновременно приступи-
ли к работе: «Мне предстояло
помериться силами с крупней-
шей европейской фирмой… Ле-
том 1912 года мы продолжили
съёмки нашей юбилейной кар-
тины… Группы французов напо-
леоновских времён появлялись
то на улицах города, то в дачных
окрестностях Москвы, то в са-
момКремле…Прессазанималась
критикойисторическогоправдо-
подобия изображаемых событий
и сходства грима и наружности
актёров со всеми известными де-
ятелями Отечественной войны»
(3). Действительно, ни один рус-
ский фильм не был до того вре-
мени так подробно и широко
освещён в печати, а на премье-
ру откликнулись все без исклю-
чения крупные издания того вре-
мени. Особое внимание привлёк
один из эпизодов, изобретатель-
но придуманный командой Хан-
жонкова, – нападение волков на
французских солдат. «В. Дуров
разрешил заснять его волков в
ролях, исполненных их предка-
ми ровно сто лет назад – в «ду-
ровском уголке» была органи-
зована эта рискованная съёмка.
На снегу в разных позах были
усажены и положены прекрас-
но сделанные манекены фран-
цузских солдат, причём под мун-
диром каждого из них находился
кусок мяса» (3). Съёмочная груп-
па «Пате» не прибегала к столь
радикальным средствам, избрав
нейтральный и декоративный
стиль для своей постановки. Её
участники пытались тщательно
воссоздать мизансцены и анту-
раж картин А. Кившенко «Воен-
Ïåðâûé ôèëüì îá Îòå÷åñòâåííîé
1. Александр Ханжонков
2. Режиссёр В. Гончаров
3. Оператор А. Левицкий
1
2
3