Page 51 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
49
на фоне успехов движения Лже-
дмитрия I и Лжедмитрия II. От-
сутствие на престоле государя
исключало возможность прекра-
щения кризиса, в связи с чем в
обращении появилась ещё одна
формулировка – «безгосударное
время»: «И ис Казани те нагай-
ские послы отпущены в смутное
и в безгосударное время» (11).
С 1611 года понятие «сму-
та» сопровождалось порой ука-
занием на одну из самых драма-
тических её составляющих – со-
жжение Москвы поляками («мо-
сковское разоренье»): «В смут-
ное, государь, время, в москов-
ское разарение, был, государь, я,
сирота твоя, с казаками под Мо-
сквою» (12). На разорение столи-
цы и уничтожение в московском
пожаре огромного числа доку-
ментов постоянно ссылались
как челобитчики, так и приказ-
ные подьячие: «А отпуску княж
Иванова в Кизылбаши… после
литовского разоренья не сыска-
но»; «И в Посольском приказе…
которого он города уроженец, и
какова отца сын… после москов-
ского разоренья не сыскано»; «И
грамоты у нас жалованные были
и, по грехом по нашим, в москов-
ская разоренья згорели»; «...и те,
государь, придачи затерялись в
московское разоренье» (12). За-
мечу, однако, что «московскоера-
зоренье» не было синонимично
понятию «смутное время», кото-
рым обозначали вполне конкрет-
ное событие, а не Смуту в целом.
Смутное время понималось
современниками и как кризис
духовности. События Смуты рус-
ские люди начала XVII века вос-
принимали как наказание за гре-
хи всего народа. Мотив «обще-
го греха», «греха всего право-
славного христианства» прохо-
дит через документы эпохи Сму-
ты красной нитью. Впервые о
грехах как источнике бедствий
Московского царства заговори-
ли именно московские власти,
и произошло это уже на исходе
царствования Бориса Годунова.
Крымскому посланнику в марте
1605 года было сказано, что «по
грехом в польских во всех горо-
дех шатость…» (14). Постепен-
но расплывчатая формулиров-
ка «по грехом» уточнялась. В раз-
рядных записях, описывающих
борьбу царских войск с отряда-
ми Болотникова, читаем: «По
общему греху тогды воры… бояр
побили и розганяли, что люди
были не единомысленны».
Общим грехом всех хри-
стиан объяснялось появление
первого самозванца. Эту мысль
высказывали на переговорах в
Польше в 1606 году русские ди-
пломаты: «По греху всего хре-
стьянства пришол на Северскую
землю богоотступник и еритик,
страдник Гришка Отрепьев».
В грамоте верхотурским воево-
дам писалось: «По грехом всего
православного христианства со-
бралися воры многие разбойни-
ки и казаки воровские, и учини-
ли в земле смуту великую». Как
вариант мог использоваться и
оборот «грех всего государства»:
«...зделалось то межусобное кро-
вопролитье от воров для грабе-
жу за грех всего государства». Ха-
рактерно, чтоив грамотах, исхо-
дящих из социальных низов, об-
наруживается та же мысль о люд-
ском грехе как о первопричи-
не Смуты. Рязанские посадские
люди в августе 1611 года писали
в своей челобитной: «Грех ради,
государи, наших [зача]лась ме-
жюусобная брань» (2). Теми же
самыми грехами объясняли тра-
гические события Смуты и позд-
нее: «...ведомо, что за грех всего
православнаго христьянства…
во всех наших великих Росий-
ских государствах смута и рознь
была»; «…по грехом в Росийском
государстве учинилась… смута и
рознь» (1, с. 95, 123). Практиче-
ски во всех процитированных
Ñìóòíîå âðåìÿ
1. В Смутное время.
С. В. Иванов. 1908 год
2. Великий хорунжий коронный
Станислав Собеский.
Около 1605 года
3. Гусар гетманаЖолкевского.
Около 1620 года
4. Патриарх Филарет.
Н. Л. Тютрюмов. Около 1877 года
3 4