Page 100 - 20

Basic HTML Version

Ðóññêàÿ èñòîðèÿ 1 2012
98
Уже весной 1819 года Доу
прибыл в Петербург, а осенью
1820-го показал на выставке в
Императорской академии худо-
жеств несколько своих произве-
дений, привезённых из Англии,
и картины, которые он успел соз-
дать в России, в том числе 5 из 80
портретов, написанных для буду-
щей галереи. Непривычная для
русского глаза живописная мане-
ра художника, казавшаяся слиш-
ком смелой, эскизной, театраль-
ной, вызвала неоднозначную ре-
акцию критики, хотя все при-
знали за художником «талант не-
обыкновенный», и он удостоил-
ся звания «почётного вольного
общника Академии художеств».
Как ни быстро работал Доу,
а в плане продуктивности в соче-
тании с качеством с ним не мог
поспорить ни один русский ху-
дожник этого времени, но гале-
рея не была готова к моменту не-
ожиданной и до сих пор остаю-
щейся загадочной смерти импе-
ратора Александра I осенью 1825
года. Судя по документам При-
дворной конторы, хранитель Эр-
митажа Ф. И. Лабенский принял
от художника к 1825 году 225 по-
грудных портретов, в 1826-м – 12,
итого 237 из запланированных
342. При этом нужно учесть, что,
помимо работы для галереи, Доу
изобразил к этому времени поч-
ти всех членов императорской
фамилии и ближайшего окруже-
ния, государственных чиновни-
ков и светских дам, представите-
лей науки и художественной эли-
ты, причём многие портреты ис-
полнены в натуральную вели-
чину в рост и повторены по не-
скольку раз. Понятно, что при
таком объёме работы ему требо-
вались ассистенты. В 1822 году
костромской помещик гене-
рал П. Я. Корнилов отдал в обу-
чение Доу своего крепостного,
художника-самоучку Александра
Полякова (1802–1835). Одновре-
менносПоляковымвдомеБулан-
та на Дворцовой площади, 47, ра-
ботал ещё один помощник – «че-
ловек бедный и робкий, не знав-
ший себе цены» Василий (Виль-
гельм Август) Александрович Го-
лике (1802–1848). Несмотря на
то что все портреты заносились
в каталог Эрмитажа как произве-
дения Джорджа Доу, стилистиче-
ские различия между ними оче-
видны.
При новом императоре Ни-
колае I в июне 1826 года архитек-
тор Карл Иванович Росси при-
ступил к сооружению галереи на
месте небольших комнат в цен-
тральной части Зимнего дворца
между Белым (позже Гербовым)
и Большим Тронным (Георгиев-
ским) залами. Строительство ве-
лось в спешном порядке. Торже-
ственное освещение галереи со-
стоялось 25 декабря 1826 года, в
день ежегодного празднования
изгнания Наполеона из России.
Как писал в журнале Павел Сви-
ньин: «...сие великое предприя-
тие... приведено ныне к оконча-
нию... 25 прошедшего декабря в
день рождества Христова и из-
бавления России в 1812 году от
нашествия галлов с двадесятью
языками галерея сия освящена
была в присутствии император-
ской фамилии и всех генералов,
офицеров и солдат, имеющих ме-
дали 1812 года и за взятие Пари-
жа». Однако многое ещё надле-
жало сделать. В момент откры-
тия галереи недоставало около
100 погрудных портретов. Пор-
трет Александра I верхом на бе-
лой лошади был установлен в
галерее только в декабре 1827
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2012.
Работы Джорджа Доу:
1. Портрет Михаила Богдановича
Барклая де Толли.
1829 год
2. Портрет Алексея Петровича
Ермолова.
Не позднее 1825 года
3. Портрет Михаила Семеновича
Воронцова.
Не позднее 1825 года
4. Портрет Петра Михайловича
Волконского.
Не позднее 1825 года
Фотографии П. С. Демидова,
А. М. Кокшарова, В. С. Теребенина,
Л. Г. Хейфеца
1