Page 99 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
97
«…портреты исполнены в сме-
лой, вдохновеннойманере, с рас-
чётом на определённое помеще-
ние. Кроме того, они, как я по-
нял, поразительно передают
сходство. Я могу это подтвер-
дить по отношению к тем, с кем
я уже был знаком или познако-
мился позднее. Справедливо
заслужив похвалу за то, что он
преуспел в передаче такого ко-
личества выдающихся индиви-
дуальностей, г-н Доу может до-
полнительно гордиться тем,
что он так варьировал позу и ак-
сессуары каждого из них, что в
галерее не найти двух одинако-
вых композиций».
Военная галерея в Зимнем
дворце уникальна. Она даёт нам
визуальное представление о це-
лом срезе российского общества
пушкинского времени. В отли-
чие от других памятников, уве-
ковечивающих славные боевые
победы, галерея не только про-
славляет нескольких военачаль-
ников, но демонстрирует пони-
мание той роли, которую играла
армия в целом, армия, опирав-
шаяся на народ, сплотившийся
для отпора неприятелю. Длин-
ные ряды портретов рождают
ассоциации с выстроившимися
плечом к плечу воинами, встав-
шими на защиту Отечества.
Счастливый случай помог
Александру I найти художника
для столь масштабного проек-
та. Талантливый портретист по-
пался на глаза российскому им-
ператору во время Первого кон-
гресса Священного союза в не-
большом немецком городке Аа-
хене. Сюда осенью 1818 года
съехались не только короно-
ванные и сановные представи-
тели России, Англии, Австрии
и Пруссии, чтобы обсудить на-
зревшие после войны с Наполе-
оном вопросы европейской по-
литики, но и многочисленные
художники, искавшие связей и
заказов. Одним из них был при-
бывший в Аахен в свите герцо-
га Эдуарда Кентского англича-
нин Джордж Доу (1781–1829).
По воспоминаниям флигель-
адъютанта императора Алек-
сандра I А. И. Михайловского-
Данилевского, будущеговоенно-
го историка и писателя, худож-
ник просил «позволения прине-
сти ко мне картины своей рабо-
ты и оставить их в моей горни-
це на несколько дней, дабы при-
ходившие ко мне соотечествен-
ники наши могли их видеть и
посредством того его узнать.
Он мне принёс три или четыре
портрета, коих сходством все
были поражены, и между про-
чим, князь Волконский… кото-
рый сказал, чтобы я к нему при-
слал Доу для снимания с него
портрета…». Государь, увидев-
ший портрет, поразился сход-
ству и быстроте, с которой ра-
ботал художник, и велел сделать
Доу предложение приехать в
Россию для создания портретов
генералов, на что последний,
«как легко можно вообразить, с
радостью согласился».
Âîåííàÿ ãàëåðåÿ Ýðìèòàæà
2