Page 101 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
99
Âîåííàÿ ãàëåðåÿ Ýðìèòàæà
года. После смерти Джорджа Доу
в октябре 1829 года его родствен-
ник и душеприказчик Томас Райт
передал в Эрмитаж остававшие-
ся в мастерской художника закон-
ченныепортреты, средикоторых
было несколько погрудных и три
больших портрета в рост Кутузо-
ва, Барклая де Толли и Веллинг-
тона, датированные 1829 годом.
Вокончательномвиде галереюза-
печатлел художник Г. Г. Чернецов
в 1829 году (Собрание Эрмита-
жа). В 1832–1833 годах в галерею
были помещены конные портре-
ты прусского короля Фридриха-
Вильгельма III работы Франца
Крюгера (1797–1857) и австрий-
ского императора Франца I рабо-
ты П. И. Краффта (1780–1856).
В1837 году конныйпортретАлек-
сандра I, исполненный Доу (Мо-
сква, Музеи Кремля) заменили
более удачным портретом ки-
сти Ф. Крюгера. В 1834–1836 го-
дах в Зимнем дворце часто бы-
вал А. С. Пушкин. В стихотворе-
нии«Полководец», посвящённом
Барклаю де Толли, он замечатель-
но точно описал свои ощущения
от посещения галереи, где «все
плащи, дашпаги, да лица, полные
воинственной отваги», лица тех,
кого он хорошо знал, кого-то не-
долюбливал, со многими дружил,
ко многим относился с глубоким
уважением, видя в них героев,
сплотивших нацию, что он гени-
ально выразил в строках того же
стихотворения: «…толпою тес-
ною художник поместил сюда на-
чальников народных наших сил,
покрытых славою чудесного по-
хода и вечной памятью двенадца-
того года».
Пожар, свирепствовав-
ший в Зимнем дворце в дека-
бре 1837 года, уничтожил деко-
ративное убранство всех залов,
портреты же Военной галереи
были спасены гвардейскими сол-
датами. В рекордно короткий
срок (1838–1839) был восстанов-
лен и по-новому отделан весь
Зимний дворец. Галерею зано-
во отстроили по проекту архи-
тектора В. П. Стасова, несколь-
ко изменившего её вид. «Пото-
лок поднят, и дано более света
сверху; здесь можно видеть не-
которые части хитрого устрой-
ства крыши-фонаря (просве-
ты) потолка. Над карнизом сде-
лана вновь прелестная галерея
(хоры) с бронзовою решёткою,
украшенною жирандолями», –
сообщал писатель Александр Ба-
шуцкий в журнале «Отечествен-
ные записки».
Галерея благополучно пе-
режила революцию 1917 года и
Великую Отечественную войну
1941–1945 годов, когда портреты
вместе с другими произведени-
ями искусства были эвакуирова-
ны за Урал, в город Свердловск.
К 300-летнему юбилею Санкт-
Петербурга её отреставрировали,
стенам возвратили первоначаль-
ный цвет, восстановили росписи
потолка, старые стеклянные пла-
фоны заменили на новые с совре-
менной подсветкой, все портре-
ты прошли консервацию. Торже-
ственное открытие состоялось
в День рождения города 27 мая
2003 года, и теперь, как и прежде,
галерея сохраняетдлянасоблики
имена тех, кто вписал одну из луч-
ших страниц в русскуюисторию.
2 3 4