Журнал "Русская история". №4 2015 г. - page 14

традиции с местной. Второй ве-
нец был меньше императорско-
го, и на конусообразной шапке
они располагались друг над дру-
гом в два яруса.
Первым венчанным на ве-
ликое владимирское княжение
после переноса митрополии
в Москву был Дмитрий Дон-
ской. Его же первого, хоть и не-
официально, начали называть
царём.
Со временем родство с Узбе-
компотеряло своё значение, чего
не случилось с византийскими
регалиями. Венцы и шапка сли-
лись в русскую корону, за кото-
рой закрепилось имя Мономаха.
Имея независимый от ханской
власти источник легитимности,
московские князья, даже лиша-
ясь ярлыка на великое княже-
ние, не утрачивали своего по-
литического первенства внутри
страны. Ярким примером этому
служит правление Василия I,
сына Ивана Калиты. Он не
имел такого ярлыка и не владел
стольным Владимиром, что не
мешало ему быть на деле обще-
русским государем и ставить
себя выше назначенных вели-
ких князей.
На изображениях москов-
ских правителей шапка Моно-
маха увенчана то одной, то двумя
коронами. Верхняя малая корона
была у тех правителей, которые
получали ярлык на великое кня-
жение. Вторая появлялась, если
владелец ярлыка обладал Влади-
миром как престольным горо-
дом. По московским представ-
лениям обладание Владимиром
имело большее значение, нежели
ярлык. На Василии I шапка Мо-
номаха без корон. Он удовлетво-
рился поставлением во власть по
одному московскому обряду.
У съёмных венцов состав-
ной короны было то преиму-
щество, что во времена ига
к приезду золотоордынских по-
слов и в поездках к хану они
снимались, чтобы не возбуж-
дать подозрения в непокорстве.
Оставалась одна шапка Узбека,
символ лояльности. По этой же
причине царский титул вначале
применялся в сношениях толь-
ко с Западом. Иго было окон-
чательно сброшено в 1480 году,
и до этого именоваться царями,
ставя себя вровень с ханами Зо-
лотой Орды, было опасно.
В эпоху Смуты византий-
ские реликвии были утраче-
ны. Уцелела только шапка
Узбека–Мономаха. С неё де-
лались копии, такие как со-
хранившаяся казанская шап-
ка Ивана Грозного. На одном
из изображений царь показан
в ней, при этом на шапку на-
деты две короны: малая –
повыше, вторая, большая, –
пониже. Так некогда носили
малый кесарский и большой
императорский венцы на шап-
ке Мономаха. Для царя Алек-
сея Михайловича, отца Петра I,
по сохранившимся описаниям
были изготовлены бармы.
Византийские знаки вла-
сти, а затем их копии, вошли в
состав регалий русских госуда-
рей, а рассказ об их обретении
стал одной из отправных точек
для обоснования правопреем-
ства Руси от мировых империй.
Шапка Мономаха по праву ста-
ла символом величия и древно-
сти русской государственности.
Великий князь Василий димитриевич.
В. П. Верещагин. 1896 г.
Шапка Казанская.
Хромолитография
по рисунку Ф. Г. Солнцева. 1840-е гг.
Бармы царя алексея Михайловича
Русская история
4
2015
12
Москва. Кремль
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,...117
Powered by FlippingBook