мировиче имперскую сущность
православной Руси обосновал
Иларион. Ему, как главе Рус-
ской Церкви, было трудно идти
против константинопольской
патриархии, и он нашёл остро-
умный выход. Иларион назвал
Владимира и Ярослава кагана-
ми. Этот титул носили прави-
тели могущественной Хазарии,
унаследовавшие его от кочевых
империй Великой степи, таких
как Тюркский каганат. Перево-
дится он как «хан ханов» и со-
ответствует титулу
император
.
Фактически митрополит объя-
вил правителей императорами,
используя для этого нейтраль-
ное слово.
И вновь на Руси появляются
византийскиерегалии.В1048го-
ду Всеволод, сын Ярослава Му-
дрого, женился на византийской
царевне Марии. Брак скрепил
восстановление мирных от-
ношений между странами, но
столь примечательное событие
не попало на страницы визан-
тийских хроник. Мария была
племянницей Константина IX
Мономаха, русов же уверили,
что она дочь императора. Моло-
дожёны уехали на Русь.
После смерти в 1055 году
Константина самодержавной
правительницей стала преста-
релая Феодора, которая тради-
ционно опиралась на наёмную
русскую гвардию. Она призвала
в империю Всеволода, удостои-
ла его саном кесаря, полагав-
шимся наследникам престола,
и пугала властолюбцев возведе-
нием на трон варвара в случае
их неповиновения. Всеволоду
было предписано при возник-
новении мятежа возложить на
себя императорскую корону
и с помощью русской гвардии
уничтожить узурпатора. Наряду
с кесарской короной и барма-
ми ему была передана корона
его свойственника, покойного
Константина Мономаха. В бур-
ную эпоху, когда империю то
и дело сотрясали мятежи, мало
способная к правлению Фео-
дора мирно дожила свой век.
Русская угроза оказалась дей-
ственной.
После кончины императри-
цы в 1056 году Всеволода вы-
проводили из Византии, избрав
на трон престарелого вельможу
Михаила Стратиотика. С со-
бой русский князь увёз короны
и бармы. В русские летописи
и византийские хроники эти
эпизоды из его жизни не попали.
Однако при Всеволоде был соб-
ственный писатель – епископ
Евстафий, более известный под
монашеским именем
Ефрем
. Он
брал пример с Илариона, про-
славившего Ярослава Мудрого.
Будучи киевским митрополи-
том, Ефрем написал сочинение,
прославляющее правившего в то
время Всеволода. Естественно,
был там и рассказ о столь приме-
чательном событии, как венча-
ние князя в кесари и получение
им императорской короны.
Это сочинение и послужи-
ло основой для легенды о дарах
Иларион, митрополит Киевский.
Икона, фрагмент. Из церкви
Благовещения Пресвятой Богородицы
в Угличе. 1660-е гг.
Великий князь Всеволод Ярославич.
В. П. Верещагин. 1896 г.
Константина Мономаха и вен-
чании на царство Владимира
Мономаха. Причиной замены
Всеволода на его сына стало то,
что в сочинении был также опи-
сан обряд венчания Владимира
Святого в василевсы русов. Вла-
димира Святого и Владимира
Мономаха поздние книжники
часто путали. И здесь они ре-
шили, что в обоих случаях речь
идёт о венчании Владимира
Мономаха, а имя его менее из-
вестного отца исключили. Так
появилось мнение о получении
императорских регалий Влади-
миром Мономахом.
Здесь история реликвий
прерывается, чтобы продол-
житься уже на новом месте
и в новую историческую эпоху –
татаро-монгольского ига.
Династия московских кня-
зей началась с Даниила Алек-
сандровича, сына великого
князя Александра Невского.
Следующим князем стал его
сын Юрий Данилович. Юрий
Русская история
4
2015
10