Журнал "Русская история". №3 2014 г. - page 7

Микешиным был найден удач-
ный композиционный приём,
вдохновивший авторов многих
других памятников. На пьеде-
стале, у подножия величествен-
ной фигуры Императрицы, были
установлены статуи полковод-
цев и государственных деятелей:
Г. А. Потёмкина, П. А. Румянце-
ва, А. В. Суворова, В. Я. Чича-
гова, А. Г. Орлова-Чесменского,
Г. Р. Державина, Е. Р. Дашковой,
А. А. Безбородко, И. И. Бецкого.
Это была первая крупная работа
молодого скульптора Алексан-
дра Михайловича Опекушина,
прославившего русское ваяние
талантливыми монументальны-
ми произведениями, большин-
ство из которых не сохрани-
лось. Автор статуи Екатерины II
Матвей Афанасьевич Чижов
впоследствии работал над об-
разом царицы для памятников в
Ростове-на-Дону, Ирбите и дру-
гих городах.
Центральное место на по-
стаменте у ног Императрицы
занимает фигура Потёмкина.
Тем самым авторы стремились
подчеркнуть выдающуюся роль
Григория Александровича в цар-
ствование Екатерины II.
История памятника на этом
не завершилась. Возникла идея
расширить галерею современни-
ков Императрицы. С этой целью
в 1880–1881 годах, благодаря
новому императорскому заказу,
монумент предполагалось до-
полнить шестью скульптурными
группами, каждую из которых
должны были составить статуя
и три бюста её ближайших по-
мощников. Весьма интересным
оказался выбор наиболее значи-
мых современников Императри-
цы, которые должны были по-
служить моделями для скульп-
турных изображений в полный
рост. В Русском историческом
обществе таковыми считали
А. И. Бибикова, А. А. Вяземско-
го, С. К. Грейга, Н. И. Панина,
Н. В. Репнина иД. И.Фонвизина.
Над галереей статуй и бюстов ис-
торических личностей XVIII ве-
каработалисамыеизвестныеита-
лантливые скульпторы: А. Р. фон
Бок,П.П. Забелло,Н.А.Лаверец-
кий, А. М. Опекушин, И. И. Под-
озеров, М. П. Попов, М. А. Чи-
жов, И. Н. Шредер и другие.
Несмотря на то, что созда-
ние скульптурных групп в Алек-
сандровском сквере курировал
сам президент Академии худо-
жеств Великий князь Владимир
Александрович, проект так и не
был осуществлён. Более целе-
сообразным признали создание
памятников не только в столице,
но и в провинциальных городах,
история которых была связана
с эпохой Екатерины II. В связи
с этим Академия художеств стала
инициатором проведения перво-
го конкурса на лучший проект
памятника Императрицы в Сим-
ферополе. С тех пор именно Им-
ператорскаяАкадемияхудожеств
играла ведущую роль в создании
монументов Императрице и дру-
гим российским самодержцам.
В 1882 году был объявлен все-
российский сбор пожертвований
на сооружение памятника. «Ко-
миссия, избранная таврическим
дворянством для сооружения па-
мятника Императрице Екатери-
не II, доводит до всеобщего све-
дения, что Государь Император
Высочайше соизволил разрешить
Г. А. Потёмкин.
Фрагмент памятника
Екатерине II в Санкт-Петербурге
Памятник Императрице Екатерине II в Екатеринославе
Русская история
3
2014
5
Монументы благоустроителям Новороссии
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,...116
Powered by FlippingBook