Журнал "Русская история". №3 2014 г. - page 11

жечь патриотический энтузиазм
в сердцах многомиллионного
племени южно-руссов на всём
пространстве от гор Карпатских
до Черного моря, где слышится
всюду малорусский говор».
Весной 1893 года модель
памятника была представлена
на высочайшее рассмотрение и
получила одобрение Императо-
ра. Свойственная творческому
почерку художника идея цар-
ственности нашла воплощение
и здесь. Императрица, обра-
щённая лицом на север, изобра-
жена в порфире, со скипетром
и державой в руках. От её ног к
основанию сложнопрофилиро-
ванного трёхгранного в плане
постамента спускается свиток с
полным текстом императорской
Жалованной грамоты черномор-
скому (кубанскому) казачеству
30 июня 1792 года.
Как и в других памятниках
Императрице, центральное ме-
сто на постаменте было отведено
художником князю Потёмкину,
«кумиру казачества, записанному
в Васюринский курень Запорож-
ского войска казаков». В качестве
иконографической модели для
статуи Светлейшего князя послу-
жил портрет кисти придворного
живописца Д. Г. Левицкого.
Композицию
пьедестала
дополняли три фигуры предво-
дителей Кубанского казачьего
войска. Здесь войсковой судья
Антон Головатый, читающий
текст грамоты; первый кошевой
атаман Сидор Белый, сжимаю-
щий булаву – знак атаманского
достоинства, и осеняющий себя
крестным знамением коман-
дующий конницей есаул Заха-
рий Чепега. С обратной стороны
пьедестала художник разместил
фигуру сидящего слепого кобза-
ря и мальчика-поводыря.
Постамент украшали над-
писи: «Императрице Екатери-
не II в царствование Импера-
тора Николая II». Ниже, под
картушем: «От благодарного и
верного Кубанского казачье-
го войска 1896 года». Слева –
«1792 год милостей Импера-
трицы Екатерины II», справа –
«1889 год милостей Царя-
Миротворца Александра III».
После смерти Микешина в
1896 году сооружение памят-
ника заканчивал скульптор
Б. В. Эдуардс. Модель ста-
туи Императрицы по рисунку
Микешина была выполнена
скульптором М. П. Поповым.
Открытиемонумента состоялось
6 мая 1907 года. Несколько лет
назад разрушенный монумент
был восстановлен.
Подобная же судьба ожидала
и монумент Екатерине II в Одес-
се. По инициативе Одесского го-
родского общественного управ-
ления в 1893 года был объявлен
конкурс на проект памятника в
честь 100-летия основания горо-
да (1894). Первая премия была
присуждена проекту под деви-
зом «Одесса – порт» академика
архитектора Ю. М. Дмитренко.
В правой руке Императрица
держала указ об основании го-
рода, а левой, широко открытой,
указывала на расстилающуюся
переднейпанорамуЕкатеринин-
ской улицы. Ногами она попи-
рала турецкое знамя. Все четыре
фасада цилиндрического поста-
мента занимали статуи сподвиж-
ников Екатерины. Центральное
место на главном фасаде зани-
мала бронзовая фигура князя
Г. Потёмкина-Таврического. Бо-
ковые фасады были отведены
для статуй графа П. А. Зубова и
адмирала И. М. де Рибаса. Сзади
располагалась статуя строителя
порта инженера Ф. де Волана.
Создание монумента растя-
нулось на семь лет. К 1896 году
были завершены фундаментные
работы. В журнале «Строитель»
отмечалось: «На том самомместе,
где будет воздвигнут грандиоз-
ный памятник, установлен дере-
вянный силуэт, размеров проек-
та. На нём изображены мелом все
линии, изгибы и впадины, а так-
же величественная фигура Импе-
ратрицы. Этот силуэт сделан ар-
Монументы благоустроителям Новороссии
Б. В. Эдуардс
Открытие памятника основателям Одессы.
Фотография П. Ганкевича. 6 мая 1900 г.
Русская история
3
2014
9
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...116
Powered by FlippingBook